Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Житие старца Серафима, Саровской обители иеромонаха, пустынножителя и затворника. Муром 1893. В современном полукожаном переплете. Очень хорошая сохранность.

Автор: Без автора
Год издания: 1893


Житие старца Серафима, Саровской обители иеромонаха, пустынножителя и затворника. С приложением его наставлений и келейнаго молитвеннаго правила. С изображением отца Серафима и снимком его почерка. Издание четвертое. Муром, Типо-Литография Н.В.Зворыкина, 1893. VII, 294, V c.; 9 л. илл. 24 x 16,6 см. В современном полукожаном переплете. Очень хорошая сохранность.


Большим событием в изучении биографии старца Серафима стал выход в свет в 1863 г. "Жития преподобного отца нашего Серафима Саровского: иеромонаха, пустынножителя и затворника", приписываемого цензору и духовному писателю Н.В.Елагину (1819-1891). В действительности этот труд был подготовлен к изданию в 1858 г. монахами Саровской пустыни, а заслуга Н.В.Елагина состоит в рецензировании этой книги. Само название книги - «Житие» говорит о том, что старец к 1860 г. подошел к лику чаемых, или ожидаемых, святых, и его прославление было только делом времени. Оно написано не в рамках традиционного жанра, идущего еще со времен древнерусской литературной традиции. Это обстоятельное биографическое повествование составлено современным языком и следует за житиями в привычном смысле только в плане построения композиции. К очерку жизни старца Серафима приложены свидетельства о чудесах, которые совершались после его кончины, а также собственные наставления святого. Издание украшено девятью литографиями.

Серафим Саровский (в миру Прохор Исидорович Мошнин, 1759-1833) - иеромонах Саровского монастыря, основатель и покровитель Дивеевской женской обители, великий подвижник Русской Церкви и один из наиболее почитаемых русских святых. Происходил из семьи богатого курского купца Исидора Мошнина, имевшего кирпичные заводы и занимавшегося возведением каменных светских зданий и церквей. Среди прочего, он построил в Курске по плану архитектора Растрелли храм во имя преподобного Сергия Радонежского.

Когда Прохору исполнилось 17 лет, он твердо решил оставить мир и, с благословения матери, напутствовавшей его медным крестом, с которым он с тех пор никогда не расставался, посвятить себя иноческой жизни. В 1776 г. он совершил паломничество в Киево-Печерскую лавру, где старец Досифей благословил его и указал место, где он должен принять послушание и постриг - Саровскую пустынь. В 1778 г. он стал послушником у старца Иосифа в Саровском монастыре в Тамбовской губернии, в 1786 г. принял монашество, в 1793 г. был рукоположен в иеромонаха. В иноческий ранг его посвятили с новым именем - Серафим. В переводе с древнееврейского оно означает «пламенный».

В 1794 г., стремясь к уединению, Серафим стал жить в лесу в келье в пяти километрах от монастыря. Он носил одну и ту же одежду зимой и летом, сам добывал себе пропитание в лесу, спал очень мало, посвящал время чтению священных книг, ежедневной долгой молитве, столпничеству. Около своей кельи он возделал огород и устроил пчельник. «Житие» о. Серафима сообщает о происходивших с ним чудесах, например, о случае, когда Преподобный из рук кормил медведя хлебом.

В 1807 г. о. Серафим принял на себя иноческий труд молчания, старался ни с кем не встречаться и не общаться. В 1810 г. он возвратился в монастырь, но ушел в затвор. В 1825 г. о. Серафиму было явление Богоматери, которая повелела ему выйти из затвора и принимать всех, кто будет идти к нему. Получив свыше дар прозорливости и исцеления от болезней, он принимал многих посетителей из монашествующих и мирян. В числе посетивших его знатных особ был император Александр I.

Старец Серафим скончался 2 января 1833 г. в Саровском монастыре, в своей келье во время молитвы. В 1903 г. по инициативе императора Николая II был прославлен Российской церковью в лике преподобных.