Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Андреев П.П. Сборник технических описаний материалов и разных предметов, употребляемых на русских железных дорогах. Спб., 1897. В современном полукожаном переплете. Хорошая сохранность.

Автор: Андреев П.П.
Год издания: 1897


Андреев П.П. Сборник технических описаний материалов и разных предметов, употребляемых на русских железных дорогах. (Издание 2-е исправленное и дополненное). Спб., издание А.С.Суворина, 1897. Х, 223 с.; 2 л. чертежей. 23,3 х 15,9 см. В современном полукожаном переплете. Хорошая сохранность. На титуле владельческий штамп-экслибрис: «Из личного фонда Субботина Б.Ф.», на обороте последнего листа: «К.Л.Риккеръ Санкт-Петербургъ».


Петр Петрович Андреев (1838-1899) - инженер-технолог, работал в составе правлений ряда крупнейших российских железнодорожных обществ.

Книга представляет собой справочник, знакомящий с продуктами и материалами, использовавшимися на российских железных дорогах в конце XIX - начале XX в.в. и требованиями к их качеству. Все материалы, вошедшие в справочник, взяты из документов, инструкций и предписаний правительства, Министерства путей сообщения, а также из документации отдельных железных дорог. Службы, закупавшие товары у поставщиков и подрядчиков, должны были в обязательном порядке проверять их качество, как визуально, так и в специальных химических лабораториях, на аппаратах, испытывающих продукты на прочность. Все это делали опытные товароведы. В издании рассмотрены следующие типы продуктов: топливо, смазочные и осветительные материалы, рельсы и смежные виды продуктов, шпалы и их пропитка, запасные части подвижного состава, металлы и изделия из металлов, лесной материал, материалы для каменных работ, мануфактурные, стеклянные, химические, москательные, резиновые, кожаные и др. предметы, теплая одежда и пр. Описаны способы испытания товаров и материалов на качество и прочность, описаны свойства качественной и некачественной продукции.

Книга несет в себе важную историческую информацию, полностью освещая материальную часть работы российских железных дорог до революции. Насколько прочными должны быть рельсы, железобетонные конструкции или деревянные шпалы? Чем обивались сиденья в вагонах разных классов, какая ткань использовалась для обивки вагонной мебели изнутри? Что стелили на полы и вешали на окна вагонов? В чем ходил обслуживающий персонал и сотрудники разного уровня в лютые сибирские морозы? Чем и в какие цвета красили поезда и вокзалы? Так, в вагонах I и II класса использовались кашемировые занавески. Стандарт требовал, чтобы в шерсти занавесок не было примесей хлопка, чтобы на квадратный дюйм ткани приходилось не менее 120 нитей, а ткань выдерживала нагрузку в 100 фунтов (около 40 кг). Столы в вагонах оклеивались зеленым сукном. В первом классе мебель обивалась сафьяном высших сортов, а на полах стелили бархатные ковры из высококачественной шерсти. Сообщаются химические качества веществ. Даются сведения о наиболее качественных сортах того или иного продукта и вещества.

Приводятся и те материалы, которые употреблялись железными дорогами в индивидуальном порядке. Например, на Николаевской железной дороге для обивки бортов спальных вагонов III класса использовалась ткань «коломянка» из чистого льна. Ткань должна была быть очень прочной, для ее разрыва требовалась нагрузка в 200 кг.

В справочнике до мелочей регламентируются все свойства товаров и материалов, их размеры, плотность, прочность, внешний вид и консистенция, что создает весьма полную картину бытового антуража российских железных дорог. Первое издание книги вышло в типолитографии Р.Голике в 1892 г. и очень быстро разошлось. Справочник весьма полезен не только для понимания быта на русских железных дорогах, но и в целом бытовой стороны жизни Российской империи рубежа столетий, в различных областях жизни которой применялись те же вещества, продукты, краски, ткани и пр.

Второе издание книги было дополнено данными, полученными из распоряжений по Министерству путей сообщения и из дел правления Рязанско-Уральской железной дороги. Автор пользовался и уже изданными справочниками, обобщив всю свежую информацию, которая была опубликована на тот момент в профильной научно-технической литературе.

На последнем листе стоит штамп о том, что книга прошла через известную книготорговую и издательскую фирму Карла Леопольдовича Риккера, которая специализировалась на издании и распространении естественнонаучной и прикладной технической литературы, была одним из крупнейших поставщиков этой литературы в библиотеки высших школ, научных заведений и т.д.

Борис Федорович Субботин (1929-?) – коллекционер, краевед, организатор народного музея лесокомбината "Красный Октябрь". С 1946 г. работал на лесокомбинате "Красный Октябрь" рабочим, затем заместителем главного технолога (с 1979 г.). Был председателем правления заводского клуба, секретарем партийного бюро, председателем профкома комбината. В течение 30 лет собирал материал по истории лесокомбината, был инициатором создания и руководителем заводского музея, открытого 17 июля 1982 г., автором экспозиций. Музей получил широкую известность в области и России.