Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Мелетий, архим. Историческое описание ставропигиальнаго первокласснаго Соловецкаго монастыря. М., 1881. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность. Редкость.

Автор: Мелетий (Шергин), архимандрит.
Год издания: 1881


Мелетий, архим. Историческое описание ставропигиальнаго первокласснаго Соловецкаго монастыря. М., типография М.Н.Лаврова и Ко., 1881. [6], 313 с. 23,3 x 14,5 см. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность. На пустом листе, предшествующем титулу, дореволюционная дарственная надпись: «На добрую и молитвенную память Иеромонаху отцу Антонию, Казанскаго монастыря города Тамбова. Г.Вольска женскаго монастыря Саратовской г. Священник Александр Виноградов. 1914 г. Декабря 20 дня», под фамилией дарителя другим почерком того же времени владельческая запись: «Епископа Петра»; на том же листе под дарственной и на титуле владельческий штамп: «Священник Александр Петрович Виноградов», рядом под дарственной второй владельческий штамп: «Иеромонах Антоний». Редкость.


Экземпляр принадлежал священнику города Вольска Александру Петровичу Виноградову, иеромонаху Антонию Тамбовского Казанской Божьей матери мужского монастыря, и епископу Петру (возможно, Петру Александровичу Савельеву, 1887 г.р., бывшему епископом Моршанским в 1933-1935 г.г.; репрессирован, расстрелян в 1937 г.).

История Соловецкой обители – удивительный пример победы человеческого духа и воли над суровой северной природой во имя Божие. В начале XIX в. стала складываться новая традиция историографии монастыря. Книга архимандрита Мелетия была третьим по счету сочинением по истории Соловков. Ей предшествовали довольно краткое «Описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря» (М., 1825), составленное архимандритом Макарием (1818 -1825), и фундаментальный трехтомный труд архимандрита Досифея (Немчинова)(1826-1836, †1845) «Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря» (М., 1836). В книге архим. Досифея рассматривалась преимущественно внешняя история обители в контексте всей русской истории. Исследование архим. Досифея было значительно более подробным, чем работа его предшественника, и опиралось на множество документов, обнаруженных в монастырском архиве. В нем монах-историк рассмотрел: «все происшествия, более или менее важные по своей древности и достопамятности…».

Книга архим. Мелетия, бышего на тот момент настоятелем Соловецкого монастыря, представляет собой продолжение монастырской традиции бытописания прошлого. В своем сочинении о.Мелетий переработал труд архим. Досифея, сократив его в объеме, сделав доступным для широкой паломнической аудитории и перенеся акцент с внешних событий на духовную историю обители. Он много говорит о повседневной жизни монахов, строительстве и развитии обители, работе различных монастырских служб, мастерских и школ. Кроме того, писатель дополнил историю монастыря в XIX в., доведя ее до конца 1850-х г.г., сведениями об осаде обители британским флотом во время Крымской войны и о посещении Соловков Высочайшими особами, о хозяйственных реалиях и недвижимом имуществе монастыря на тот момент, когда он принял обитель в управление. В книге описывается местоположение монастыря, природа и география островов Соловецкого архипелага, озера, животный мир, монастырские постройки и скиты. «История первоклассного ставропигиального Соловецкого монастыря», составленная архимандритом Мелетием, стала наиболее полным для своего времени трудом на эту тему.

Архим. Мелетий выделил в отдельные главы наиболее важные темы. Он приводит сказания о начале Соловецкой обители в XV в. и о возвышении монастыря в XVI в., когда Соловки стали местом царского богомолья; рассказывает о церковных зданиях и святынях в последовательности их появления, ремонта и обновления. Большой интерес представляют сведения о древних обычаях и традициях, формировавшихся в монастыре. В нем насельники всегда руководствовались не столько уставом, сколько издревле заведенным собственным укладом, соразмеренным с суровым климатом, северной природой и другими факторами. Значительное внимание уделено истории монастыря накануне Никоновских реформ середины XVII в., связанных с исправлением богослужебных книг, неприятию реформ монахами и событиям Соловецкого восстания, сообщая ценные сведения малоизвестных документов.

Для объяснения уставных особенностей, привилегий и владений Соловецкого монастыря архимандрит Мелетий включил в свой текст обширные цитаты из грамот, опубликованных архимандритом Досифеем. Кроме того, он опирался на широкий круг архивных документов: жалованные и царские грамоты, указы, распоряжения Синода, дипломатическую переписку, монастырскую хозяйственную документацию, не получившую освещения в сочинении предшественника.

Архимандрит Мелетий добавил в свое сочинение описание часовен, построенных в середине XIX в., и привел тексты надписей внутри культовых сооружений, поясняющие, кому они посвящены. Он продолжает летопись настоятелей Соловецкого монастыря, которую составлял еще архим. Досифей, до своего времени. Для сокращения объема сочинения содержание многих исторических документов, тексты которых у предшественника публиковались полностью, он приводит в кратком пересказе. Архимандрит Мелетий активно использует устную традицию, сообщает многие предания как о прошлых веках истории монастыря, так и особенно о недавних событиях осады, которые были еще живы в памяти многих монахов. Эта устная традиция особенно ценна, так как не могла дойти до нас другим путем.

Соловецкий монастырь – важнейший центр духовной культуры и книжности на Русском Севере. Официальной датой его основания является 1436 г., однако монашеское поселение тут появилось несколько раньше. Первыми насельниками были преподобные Савватий и Герман. Начиная с XVI в. обитель являлась крупнейшим хозяйственно-экономическим субъектом, обладавшим огромными земельными угодьями, имевшим множество различных производств, обеспечивавших монастырь всем необходимым и позволявших вести успешную торговлю. Своего расцвета монастырь достиг в период игуменства святителя Филиппа (боярина Федора Колычева). Благодаря его организационным талантам монастырь был отстроен в камне и стал наиболее значительным военным форпостом на Русском Севере. Были прорыты каналы, соединившие озера, устроены новые мельницы, соляные варницы, открыта добыча железа, создана больница. Когда Филипп был приглашен Иваном Грозным на пост митрополита Московского и всея Руси, то он стал независимым голосом, открыто обличавшим злодейства опричников и другие проявления несправедливости.

Еще не раз монастырю приходилось оказываться в центре драматических событий русской истории. Во второй половине XVI и начале XVII в.в. монастырь играл важную военную и международную роль, благополучно выдерживал осады шведов, в нем велась дипломатическая переписка с североевропейскими государствами. Не приняв реформ патриарха Никона, соловецкие монахи с 1668 по 1676 г.г. держали осаду, сопротивляясь воле государя. Библиотека Соловецкого монастыря за пять веков своего существования стала богатейшим собранием рукописей и старопечатных книг. Дополнительный драматизм в историю монастыря вносило и то, что с XVI в. он активно использовался как тюрьма для разного рода инакомыслящих.

Мелетий, архимандрит (в миру Михаил Алексеевич Шергин; 1814-1893) был сыном приходского священника города Сольвычегодска Вологодской епархии. После окончания Вологодской семинарии он поступил в число братии Троице-Сергиевой Лавры, в 1842 г. был пострижен в монахи, в 1860 г. стал казначеем Лавры. В 1870-е г.г. иеромонах Мелетий был архимандритом Серпуховского Высоцкого монастыря, где построил храм во имя прп. Сергия Радонежского и Афанасия Афонского, освященный в 1878 г. Он был лидером нового образца, сформировавшимся в эпоху Великих реформ, воспитанным в духе уважения к точным и естественным наукам, к истории. Архимандрит Мелетий умело и твердо вел хозяйство и управлял духовной жизнью, активно занимался развитием вверенных ему монастырей. Являясь авторитарным лидером, Мелетий стремился сконцентрировать в своих руках все нити управления. С 9 июля 1879 г. он стал архимандритом Соловецкого монастыря.

Монастырь отличался большим своеобразием внутреннего обихода. Монахи в основном происходили из местных крестьян, обучались по древней системе начетничества, скептически относились к любым новшествам, научному знанию и больше руководствовались обычаями, сложившимися в обители, чем необходимостью хозяйственной рационализации и экономического развития. Хозяйственная власть в обители концентрировалась в руках казначея и эконома. Монахи редко принимали чужаков в качестве архимандритов и при первой возможности жаловались на них в Синод.

Архимандрит Милетий постарался сосредоточить все рычаги хозяйственного управления в своих руках, кроме того, стал насаждать строгую дисциплину, чем навлек недовольство братии. Он много сделал для развития паломничества в монастырь. По его инициативе на острове была создана биологическая и метеорологическая станция, устроена фотолаборатория, открыта живописная школа, в 1884 г. в литографической мастерской архангельского купца В.А.Черепанова был издан альбом «Виды местностей Соловецкого монастыря». Архимандрит Мелетий начал в монастыре активное строительство и организовал пароходное сообщение с Архангельском. Эти начинания монахи монастыря считали разорительными для обители. Единственное, что не вызывало у братии нареканий - это составление исторического описания Соловецкого монастыря и Анзерских скитов. В 1891 г. архимандрит Мелетий был уволен со своей должности, а братия принудила его покинуть монастырь.