Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Пушкин И.Н. (Чекрыгин). Жидок: Сборник еврейских песен, куплетов, романсов и арий со сценами. В трех частях. М., 1879. В издательской обложке с фотографией автора и в современном художественном футляре. Хорошая сохранность.

Автор: Пушкин И.Н. (Чекрыгин).
Год издания: 1879


Пушкин И.Н. (Чекрыгин). Жидок: Сборник еврейских песен, куплетов, романсов и арий со сценами. В трех частях. С фотографическим портретом автора. Третье дополненное издание. М., издание книгопродавца А.Д.Ступина, 1879. VI, 234 с. 18,4 х 13,1 см. На титульном листе штамп Книжного магазина И.И.Глазунова в Москве. В издательской обложке с наклеенной на нее фотографией автора и в современном художественном футляре. Необрезанный экземпляр. Хорошая сохранность. Редкость.


Иван Николаевич Чекрыгин (1841-1908) - эстрадный артист Московского театра-Буфф, куплетист. Один из его постоянных сценических образов – еврей из местечка.

Популярная в свое время книжка, выдержавшая с 1878 по 1886 г.г. пять изданий, и каждый раз дополнявшаяся автором новыми опусами. Экземпляры изданий быстро зачитывались и редко сохранялись. Особенно редки экземпляры с сохраненными издательскими обложками, на передней из которых была наклеена оригинальная фотография – портрет автора в роли еврея.

Первое издание сборника вышло под заглавием «Еврейские песни и куплеты со сценами. Ч. 1. М., 1878». В последующих изданиях репертуар значительно расширился. Так, в последнее издание вошли уже четыре части, а объем книги вырос почти в два с половиной раза, что говорит о теплом приеме такого эстрадного творчества публикой и читателями.

Сборник является одним из первых печатных примеров народно-площадного юмора, окрашенного в национальные тона и довольно примитивного по содержанию, но воздействовавшего на зрителя своим гротеском.

Большинство произведений построены на некотором прозаическом вступлении, когда актер описывает свой образ или ситуацию, и самих куплетов, сценок или лирических романсов. В опусах И.Н.Чекрыгина образ еврея представал в чрезвычайно нелепом и отталкивающем виде. Но в то же время эти произведения отражают бытовые предрассудки и стереотипы эпохи в отношении малоизвестного, но пугающе опасного иноэтничного чужака.

Популярность куплетов по времени совпала с активным вхождением евреев в повседневную городскую жизнь: в экономику, культуру, образование, в маргинальных формах – в политическую жизнь. Еврейская молодежь, наравне со славянской, начинает массово участвовать в революционной борьбе. В это же время начинаются более жестокие проявления ксенофобии – погромы в юго-западных губерниях империи.