Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Риман Г. Музыкальный словарь. М.-Лейпциг, 1901. В современном полукожаном переплете c золотым тиснением на корешке. Очень хорошая сохранность.

Автор: Риман Г.
Год издания: 1901


Риман Г. Музыкальный словарь. Перевод с 5-го немецк. издания Б.Юргенсона, дополненный русским отделом, составленным при сотрудничестве П.Веймарна, В.Преображенскаго, Н.Финдейзена, Ю.Энгеля, Б.Юргенсона и др. Перевод и все дополнения под редакцией Ю.Энгеля. М.-Лейпциг, изд. П.Юргенсона, [1901]. [8], 1532, [4] c., с илл. 22 x 14,7 см. Словарь впоследствии не переиздавался. В современном полукожаном переплете c золотым тиснением на корешке. Очень хорошая сохранность. Профессиональная реставрация краев первых 4 листов.

Библиография: Международная книга, 58-740.


Музыкальный словарь Гуго Римана вскоре после выхода первого немецкого издания (1882 г.) получил безусловное признание как профессиональных музыкантов, так и широкой аудитории любителей музыки. В Европе эта книга уже более столетия считается лучшим справочным музыкальным изданием благодаря богатству и инфомационной ценности опубликованных сведений, а также лаконичности изложения. С 1882 по 1900 г.г. словарь выпускался несколько раз на немецком, английском, французском и датском языках. Впервые дополненное русское издание словаря увидело свет в 1901 г. Словарь Римана до настоящего времени остается одним из самых авторитетных справочных изданий в области музыки.

Главная ценность словаря заключается в его универсальности. Он заменяет собой сразу целый набор справочников, посвященных истории и устройству музыкальных инструментов, биографиям композиторов и исполнителей, понятиям из области истории музыкального искусства и теории музыки. В словаре помещено более 7 000 статей, охватывающих все сферы музыковедения и самые разнообразные музыкальные темы. При подготовке русского издания в книгу было включено много дополнительных материалов, освещающих развитие истории музыки в России. Были добавлены биографии целого ряда отечественных композиторов, в том числе из плеяды творивших в конце XIX - начале XX в.в.

Дополнения затронули также статьи о музыкальных инструментах. Наряду с общеизвестными и широко употребляемыми в мире музыки духовыми, ударными, струнными инструментами, в книге рассказывается и о традиционно русских - например, домре, свирели и псалтири, а также малоизвестных региональных инструментах. Уделено внимание и многим другим национальным инструментам - испанским кастаньетам, древнегреческой кифаре, кавказскому тару и накрам, любимому инструменту американских негров - банджо, древнееврейскому наблу, японскому кото, древнеримской тибии, т.д. В некоторых статьях говорится об известных мастерах и крупных мастерских, изготовлявших инструменты - Антонио Страдивари, Нью-Йоркской фабрике Стейнвэй, и др. Есть статьи об элементах устройства, характерных для конкретных инструментов и их групп (таковы статьи «гриф», «педаль», «смычок» и проч.). В каждой статье речь идет о происхождении и исторической модификации того или иного инструмента, описывается внешний вид и устройство его разновидностей. Перечислены наиболее выдающиеся музыканты, прославившиеся игрой на этих инструментах. Как правило, приводится избранная библиография, посвященная разным музыкальным инструментам.

Карл Вильгельм Юлиус Хуго Риман (1849-1919) - известный немецкий музыковед, профессор Лейпцигского университета. Возглавлял основанный им в 1908 г. Институт музыкознания (Collegium musicum), был директором Института музыкальной науки. Риман занимался всеми областями музыкальной теории, истории музыки, музыкальной эстетики и критики. Такая разносторонность позволила ему подготовить классический справочный труд по музыковедению - «Музыкальный словарь». Риман отличался оригинальностью подхода к анализу музыкального произведения, для которого он привлекал данные естествознания, помогавшие объяснить явления гармонии, ритма, музыкальной формы. Риман был крупным представителем функциональной теории в музыковедении, разработал систему функциональных отношений аккордов.