Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Труды дрейфующей станции «Северный полюс». Т. 1. [Единственный]. Л., 1940. Экземпляр из очень незначительной части тиража, выходившей в цельнокожаных переплетах. Отличная сохранность. Редкость.

Автор: Шмидт О., Папанин И., Шевелев М., Кренкель Э.
Год издания: 1940


Труды дрейфующей станции «Северный полюс». Т. 1. [Единственный]: Экспедиция на полюс. - Дрейфующая станция. - Полет. - Радиостанция «Upol». - Астрономические определения. [Л.]: издательство Главсевморпути, 1940. 334, [2] с.; с илл. и схемами в тексте и 30 илл. на отдельных листах, 2 л. схем. 26 х 19,2 см. К книге прилагается карта дрейфа и график ориентировки льдины в издательском конверте. Экземпляр из очень незначительной части тиража, выходившей в цельнокожаных переплетах и предназначенных для первых лиц государства. В издательском футляре и в современном цельнотканевом художественном футляре с золотым тиснением на корешке и крышках. Отличная сохранность. Редкость.


22 марта 1937 г. из Москвы вылетела экспедиция в составе четырех основных и одного разведывательного самолета. Экспедиция должна была долететь до Северного полюса, опуститься на нем и оборудовать на дрейфующем льду полярную станцию. Прообразом такой станции стало судно Фритьофа Нансена, зажатое льдами в районе Новосибирских островов в конце XIX века. На протяжении почти трехлетнего дрейфа команда Нансена делала многочисленные постоянные наблюдения, оказавшиеся впоследствии исключительно важными для дальнейшего изучения Арктики.

21 мая 1937 г. первый самолет экспедиции сделал посадку вблизи полюса; вскоре к нему присоединились остальные - станция на льду была организована и 6 июня самолеты улетели обратно. Началась работа отважных зимовщиков дрейфующей полярной станции "Северный полюс" - Ивана Дмитриевича Папанина, Петра Петровича Ширшова, Евгения Константиновича Федорова и Эрнста Теодоровича Кренкеля. Это была первая в истории настоящая дрейфующая полярная станция. Она дрейфовала вместе со льдом на юг, сначала медленно, потом ускоренно, преодолев более 2000 км. Через девять месяцев, 19 февраля 1938 г, полярные исследователи были сняты со льдины советскими ледоколами «Мурман» и «Таймыр».

Иван Дмитриевич Папанин (1894-1986) - российский полярный исследователь, доктор географических наук, контр-адмирал (1943), дважды Герой Советского Союза (1937, 1940). Начальник Главсевморпути (1939-1946), начальник Отдела морских экспедиционных работ АН СССР (с 1951). Впервые И.Д.Папанин был направлен на Крайний Север в 1925 г. - строить радиостанцию в Якутии. В 1931 г. участвовал в походе ледокола «Малыгин» к архипелагу Земля Франца-Иосифа. Год спустя он вернулся на архипелаг в качестве начальника полярной радиостанции, затем создал научную обсерваторию и радиоцентр на мысе Челюскин. В 1937 г. возглавил полярную экспедицию на первой в мире дрейфующей станции «Северный полюс-1».

Петр Петрович Ширшов (1905-1953) в 1932 г. работал в экспедиции на ледокольном пароходе «А.Сибиряков», а год спустя стал участником трагического рейса на «Челюскине».

Эрнст Теодорович Кренкель (1903-1971) к моменту начала дрейфа успел поработать на Маточкином Шаре и на нескольких полярных станциях на Новой и Северной Землях, участвовал в экспедициях на «Георгии Седове» и «Сибирякове». После гибели «Челюскина» именно Э.Кренкель поддерживал связь ледового лагеря с Большой землей и пришедшими на выручку летчиками.

Евгений Константинович Федоров (1910-1981) работал магнитологом на полярной станции в бухте Тихой, а затем в обсерватории на мысе Челюскин. На этих зимовках его начальником был И.Д.Папанин, который и включил его в состав своей экспедиции.