Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Вид Серафимо Дивеева монастыря с юго-западной стороны. Литография Серафимо-Дивеевского монастыря, Нижегородская губ., 1903. В раме и бархатном паспарту. Хорошая сохранность.

Автор: Без автора.
Год издания: 1903


Вид Серафимо Дивеева монастыря с юго-западной стороны. Литография Серафимо-Дивеевского монастыря, Нижегородская губ., 1903. Цензурное разрешение на издание литографии датировано апрелем 1903 г. Тонолитография в раме и бархатном паспарту. Размеры оттиска: 48,5 х 64,7 см. Размеры в раме: 84,4 х 101 см. Хорошая сохранность, профессиональная реставрация. Литография издана вскоре после канонизации святого и является одним из первых тиражированных памятников, на которых св. Серафим официально изображен в этом статусе.


История Серафимо-Дивеевской обители, находящейся неподалеку от Саровского мужского монастыря, начинается в 1760 году, когда в Дивеево поселилась богатая рязанская помещица Агафья Семеновна Мельгунова, незадолго до этого принявшая монашество под именем Александры и искавшая место для создания собственной пустыни. В 1773-1774 г.г. она заложила в Дивееве церковь во имя Казанской иконы Божьей матери (на литографии – слева с краю) на собственные средства. С 1788 г. в этом месте появились первые насельницы. В 1789 году попечение над общиной взял молодой иеродиакон Серафим – будущий святой и чудотворец Серафим Саровский (1754-1833) – один из наиболее почитаемых русских подвижников, наделенный, как верят, при жизни даром чудотворения и пророчества. Его роль в создании и управлении обителью была весьма существенна и монастырь получил впоследствии название Серафимо-Дивеевского. Наиболее активно старец Серафим участвовал в жизни женской общины в 1825-1833 г.г. В 1827 г. он благословил строительство мельницы и основание Мельничной общины, в которой изначально состояли восемь сестер. Первой наставницей общины стала Елена Васильевна Мантурова. На средства ее отца в 1829 году у паперти Казанской церкви был построен каменный храм во имя Рождества Христова и Рождества Божией матери (на литографии – также слева, является продолжением Казанской церкви).

В 1842 году была создана единая Серафимо-Дивеевская община, которая в 1861 г. получила статус монастыря. Первой игуменьей стала Елизавета Алексеевна Ушакова (в монашестве Мария).

Главный храм монастыря во имя Троицы (изображен в центре литографии) строился 27 лет (1848-1875) по проекту архитектора А.И.Резанова, одного из строителей храма Христа Спасителя в Москве. В 1885 году завершено строительство игуменского корпуса (на литографии находится за колокольней в центре). Сама каменная пятиярусная колокольня была воздвигнута после 1900 г. (в центре литографии слева от Троицкого собора). В 1902 году в восточной части игуменского корпуса построена домовая церковь во имя св. Марии Магдалины.

К началу XX века монастырь стал крупным иноческим общежитием: в 1917 году в нем проживало 270 монахинь и 1474 послушницы, но в 1927 г. монастырь был закрыт.

После возрождения монастыря в 1990-х г.г. в 1995 г. Казанской церкви был присвоен статус памятника архитектуры федерального значения.

В последние десятилетия были обретены мощи ряда дивеевских подвижниц, а также найдены утраченные в годы советской власти мощи самого Серафима Саровского, которые ныне хранятся в храмах монастыря.

Святая Канавка - одна из главных святынь монастыря. В 1825 г. Богородица явилась старцу Серафиму и повелела основать Мельничную общину, указав обнести это место канавой и валом. Старец приказал сестрам вырыть Канавку вдоль тропы, по которой прошла Богородица. Первый аршин земли, как говорят, выкопал сам Серафим. Работы продолжались до его смерти в 1833 г. силами сестер-насельниц. С 1842 года уход за Канавкой был прекращен, вал частично срыт, а через Канавку сделаны мосты и переходы. Очистили Канавку от мусора и земли в 1862 г. при игуменье Марии (Ушаковой), были также убраны мосты и переходы. В советское время Канавка была засыпана, но к 100-летию причисления св. Серафима к лику святых восстановлена.

Серафим Саровский (в миру Прохор Исидорович Мошнин) причислен к лику святых в январе 1903 г. по инициативе императора Николая II. Летом того же года состоялись грандиозные «Саровские торжества», на которых присутствовала императорская семья, высшие государственные чиновники и церковные иерархи, а также около 150 тысяч паломников. Самым большим желанием царской четы было рождение наследника престола, что и произошло вскоре после канонизации. Это заставило царя твердо уверовать в святость старца.

Против канонизации и того ее способа, которым она была осуществлена, выступал обер-прокурор Св. Синода К.П.Победоносцев. Канонизацию по прямой воле монарха глава Синода считал не вполне каноничной и видел в этом зло для Церкви. Мощи при вскрытии оказались тленными, но этот «критерий» святости предлагалось рассматривать не как основной. Таким образом, канонизация была осуществлена не без напряжения в высших церковных кругах, но должна была служить идее воссоединения монарха с народом.

Уже при жизни Серафим Саровский пользовался славой святого старца, целителя и чудотворца. Его посещали паломники из разных уголков страны, в том числе представители знати и царь Александр I.

На литографии св. Серафим изображен как предстоятель и покровитель монастыря со всеми атрибутами святости. С облаков он молит образ Богородицы о судьбе обители и ее насельниц. На литографии отражено активное паломничество в монастырь. Люди непрерывным потоком идут туда за утешением и наставлением.

В наше время св. Серафим Саровский признан еще и небесным покровителем российских ядерщиков – создателей ядерного щита России, очевидно, поскольку первый ядерный центр был основан в Сарове (Арзамас-16) в 1946 г.