Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Воскресенский А.К. Сценический грим: Руководство для артистов и любителей. Спб., 1910. В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке. Отличная сохранность. С автографом автора К.С.Станиславскому.

Автор: Воскресенский А.К.
Год издания: 1910


Воскресенский А.К. Сценический грим: Руководство для артистов и любителей. (С 243 рис. в тексте). Второе издание. (Заново переработанное и значительно дополненное). Спб., типография Главнаго Управления Уделов, 1910. [4], 256, XVII, [2] с., с илл.; 1 л. реклама. 24 х 15,5 см. На титульном листе автограф: "Глубокоуважаемому Константину Сергеевичу Станиславскому. Автор. 5.XII.1910". В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке. Отличная сохранность.


Автор настоящего издания - артист балета, художник, Аполлинарий Константинович Воскресенский (1865-1915). Родился в Варшаве. Учился в Петербургском театральном училище, служил в качестве артиста кордебалета с 1881 г., был задействован в различных постановках Санкт-Петербургского балета. В 1895 г. окончил Императорскую академию художеств. Возглавлял Общество учителей рисования. Из-за тяжелого течения бронхиальной астмы не смог продолжить танцевать на сцене и занялся составлением руководства к сценической гримировке. Руководство театра отказалось спонсировать выход издания, поэтому впервые текст вышел в журнале "Театрал" за 1895 г. В качестве самостоятельной книги Руководство вышло только в 1910 г., расширенное и дополненное в теоретической части, а также снабженное массой графических иллюстраций, выполненных в классической манере.

Грим, по своим техническим свойствам, имеет много точек соприкосновения с живописью, но актер, в отличии от живописца, ограничен собственной природой в манипуляциях, которые может произвести. Задача грима сходна с задачей портретиста и заключается в обрисовке основных особенностей типа с помощью красочных пятен и штрихов. Основная трудность при выборе грима состоит в правильном определении типа персонажа. Для того, чтобы решить эту задачу, обстоятельная работа А.К.Воскресенского разделена на теоретическую и практическую часть.

Теоретическая часть подверглась влиянию идей С.К.Станиславского, разделявшего мастерство актера на ремесло (использование готовых штампов) и искусство представления и переживания чувств в процессе сценических выступлений. Для более достоверной передачи образа на сцене А.К.Воскресенский предлагает разобраться в устройстве человеческого существа досконально, поэтому начинает повествование с анатомических особенностей строения человека (костей черепа, мышц лица и шеи). Рассматриваются возрастные изменения, отражающиеся на внешности человека, отпечатки различных эмоциональных состояний, изменения, проявляющиеся вследствие некоторых наиболее распространенных физических и душевных заболеваний. Воскресенский наблюдает связь между некоторыми особенностями дегенеративной мимики и классическими дьявольскими образами, например, образом Мефистофеля.

На взгляды А.К.Воскресенского оказало влияние распространение физиогномической теории, которая утверждала, что особенности темперамента, из которых складываются наклонности человека, неразрывно связаны с внешностью. Стремясь создать наиболее узнаваемый, типичный портрет героя, А.К.Воскресенкий прослеживает взаимосвязь между образом жизни персонажа, свойствами его характера, профессией и теми отпечатками, которые они накладывают на внешние черты. Он обращает внимание на то, как различные аффективные состояния соответствуют движениям тела.

В практической части рассматривается техника нанесения грима, автор предостерегает начинающих актеров от совершения типичных ошибок. Интенсивность нанесения грима должна зависеть от расстояния до зрителя и яркости освещения. Даются общие технические замечания о материалах для грима: пудрах, белилах, румянах, жирах, воске, помадах, карандашах и красках, цветовых сочетаниях, необходимых в палитре. В зависимости от подвижности мимики персонажа автор предлагает выбирать тип грима: чем подвижней, тем проще. Анатомические, психологические и физиологические особенности типов должны сочетаться с индивидуальными физическими особенностями актера, чтобы наиболее яркими штрихами придать образу целостность. Необходимо учитывать, что один и тот же штрих на разных лицах производит разное впечатление. В соответствии с веяниями времени, в главах о гигиене лица и смывании грима содержатся советы о применение солей ртути для избавления от кожных пятен.