Выставка древне-русскаго искусства, устроенная в 1913 году в ознаменование чествования 300-летия царствования Дома Романовых. М., 1913. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.
Автор: Муратов П.П., Рябушинский С.П., Тюлин А.А., СоболевскийА.И., Шибанов П.П., Клейн В.К. и др.
Год издания: 1913
Выставка древне-русскаго искусства, устроенная в 1913 году в ознаменование чествования 300-летия царствования Дома Романовых. М., [типография П.П.Рябушинскаго], 1913. [2], 138, [2] с.; с илл. в тексте и 56 илл. на отдельных листах. 31 х 23,2 см. Юбилейное издание, отпечатано на мелованной бумаге в типографии П.П.Рябушинского, предпринимателя-старообрядца, фабриканта, банкира, политического деятеля, мецената. В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Отличная сохранность.
В середине февраля 1913 г. в Императорском Археологическом институте в Москве открылась выставка, проводившаяся в рамках празднования 300-летия Дома Романовых. Это была первая общедоступная выставка, где была представлена древнерусская иконопись. Даже специалисты впервые именно на ней увидели многие отреставрированные древние иконы. Как раз в это время (1900-е г.г.) реставраторы научились очищать иконы от верхнего слоя олифы, снимать поздние красочные слои достаточно посредственной живописи. А под ними обнаруживались подлинные произведения искусства, обладавшие огромной силой цвета, оригинальными композициями и достигавшие высокого мастерства в исполнении.
Выставка имела исключительное значение, так как она радикально поменяла отношение общества и научного мира к древнерусскому искусству, заставила пересмотреть взгляды на историю отечественного искусства в целом. Художественное впечатление от выставки было необычайно сильным именно благодаря множеству вновь выявленных образцов древнерусской иконописи. Почти для всех это стало неожиданным открытием, родилась новая область истории искусства. На Западе не было ничего подобного, и Россия стала единственным обладателем такого духовного и художественного сокровища. На древнюю икону стали глядеть не только как на предмет культа и исторический памятник, но и как на художественную ценность, а Новгородскую иконопись XIV-XV в.в. стали сравнивать с искусством итальянского Возрождения.
Вступительная статья к каталогу выставки принадлежит хранителю Художественного отдела Румянцевского музея П.П.Муратову. Составителями отделов книги стали археолог С.П.Рябушинский и А.А.Тюлин (отдел иконописи), ординарный академик А.И.Соболевский, И.Ф.Колесников и П.П.Шибанов (отдел рукописей), В.К.Клейн (отдел шитья и тканей), секретарь института ученый архивист В.И.Троицкий (отдел серебра и меди).
В первом отделе каталога представлены 147 икон XIV-XVII в.в. из различных частных и общественных собраний. В основном иконы происходят из собрания С.П.Рябушинского. Представлены и другие крупные частные коллекции: иконописца М.И.Дикарева (старовер, родом из Мстеры), реставратора икон М.И.Тюлина (старовер, родом из Мстеры), Д.И.Силина, художника и коллекционера И.С.Остроухова, археографа и искусствоведа Н.П.Лихачева, мастеров-иконописцев бр. Чириковых (староверы из Мстеры), о. Исаакия Носова, Б.Н.Протопопова, И.К. и С.К.Рахмановых, В.П.Гурьянова и некоторых других. Большинство коллекционеров, участвовавших в выставке, были староверами. Именно старообрядцы сохранили для нас уникальные памятники искусства допетровской Руси.
Каждый предмет в каталоге имеет развернутое описание, в том числе приводятся сведения о том, кто изображен на иконе, датировка, происхождение, особенности досок, надписей, говорящих о заказчиках или владельцах икон. Изучение древнерусского искусства в конце XIX - начале ХХ в.в. показало невероятное богатство русских художественных традиций, которые были во многом утрачены.
Во втором отделе представлены 76 рукописей XIV-XVII в.в. и несколько печатных изданий, преимущественно жалованных царских грамот. В описаниях указаны название книги, датировка, характер письма и особенности орнамента, в ряде случаев приводятся тексты вкладных и владельческих записей.
В третьем отделе описан 81 экспонат из материи и образцы шитья. Это как культовые предметы, покровы, части архиерейского облачения, так и образцы тканей с шитьем различного заморского происхождения. Богато представлено Строгановское шитье. Дается название предмета, его датировка, подробно описано изображение, характер шитья, приводятся тексты, вышитые на тканях. Дана информация, позволяющая восстановить историю бытования предметов.
Последний отдел посвящен предметам из серебра, меди, финифти, резной кости XV-XVII в.в. Это посуда, предметы церковной утвари - всего 183 экспоната - произведения европейских и русских мастеров. Даны подробные описания украшений и изображений, сюжетов и надписей, техники исполнения, подписей и клейм изготовителей и т.д.
Издание богато иллюстрировано, в нем помещено 56 листов фототипий с изображениями предметов и их деталей. Эту выставку окрестили "иконной Помпеей" - по аналогии с известным открытием погибшего римского города.