Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Смирнов М.Д. Сборник поучений произнесенных в Московской Николаевской, что в Хлынове, церкви (1895-1897 гг.). М., 1897. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.

Автор: Смирнов М.Д.
Год издания: 1897


Смирнов М.Д. Сборник поучений произнесенных в Московской Николаевской, что в Хлынове, церкви (1895-1897 гг.). М., Товарищество типографии А.И.Мамонтова, 1897. Х, 416 c. 21,8 х 14,1 см. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность. На титульном листе владельческая печать: "Священник С.К.Хавский".

Главная особенность этого сборника проповедей в том, что первоначально поучения говорились устно и готовились в конкретном приходе для конкретных прихожан. Приход этот находился в самом центре Москвы, между Вознескнским и Леонтьевским переулками, не доходя Тверского бульвара и Большой Никитской. Прихожанами о. Михаила (Смирнова) были весьма образованные и интеллигентные люди. Здесь с екатерининских времен строили свои особняки представители московской аристократии, а с 60-х г.г. XIX века селились богатейшие промышленники и купцы.

Так, в 1896 г. церковь была отремонтирована и поновлена. Новые иконостасы ее и утварь были закуплены на средства прихожанина, купца Первой гильдии и представителя семейства крупнейшей в России меховой фирмы Владимира Дмитриевича Сорокоумовского. Фирма торговала мехом по всей России и в Европе, имела три магазина в Москве и фабрику. Коммерческий статус Поставщиков Императорского Двора открывал путь высший свет. В.Д.Сорокоумовский был женат на сестре вице-адмирала военно-морского флота Дмитрия Ненюкова, героя обороны Порт-Артура. Церковным старостой в это время был Петр Павлович Сорокоумовский, он же был старостой в еще одной или двух церквях, прихожанами которых были Сорокоумовские. Там, где старостой был Петр Павлович, всегда пели лучшие певчие, кадили лучшим ладаном, а для причастия использовали великолепное вино. В лампады же заправляли чистое оливковое масло.

Священник и духовник церкви о. Михаил знал потребности своих прихожан, их слабости, особенности восприятия. При выступлениях с амвона он всецело ориентировался на них. И это наполняло его тексты конкретным содержанием, привязанным к ситуациям, потребностям людей и их психологии. В таких проповедях пастырь более свободно излагает мысли и чувства, воодушевлявшие его. Эти проповеди отличает выраженный местный колорит. Они отражают особенности конкретной приходской среды и обладают характерной жизненностью и интенсивностью воздействия.

В сборнике представлены проповеди от Нового года до Рождества, кроме летних месяцев, так как большая часть прихожан в это время разъезжалась на дачи или за границу. Поучения отразили многие актуальные в то время тенденции и процессы. Сборник начинается с бесед о Новом годе, в которых автор заостряет внимание на том, что смысл новолетия - в бережном отношении ко времени и разумном его использовании. Он беспокоится, что все больше горожан проводят этот праздник, который предназначен для дома и семьи, в неугодных Богу ресторанах и других увеселительных заведениях. В других поучениях, приуроченных к разным событиям христианского календаря, священник оказывает психологическую и моральную поддержку пастве, переводит идеи Евангелий и Апостола в плоскость понятий и умонастроений светских горожан той эпохи. В это время особенно актуально встал вопрос нравственного воспитания детей, забота об их душевной и умственной чистоте, системе ценностей. К каждому прихожанину относились слова о сверхценности и необходимости труда: любой труд на благо общества и государства является богоугодным и спасительным. Священник мотивирует своих духовных чад к активным действиям на любом полезном поприще.

Поучения автор произносил с амвона с 1895 по 1897 г.г., поэтому в сборнике иногда можно видеть два-три текста на одно и то же событие. Но о. Михаил в них никогда не повторяется, он развивает свои начатые ранее темы, расширяя и углубляя интерпретации идей Священного Писания в применении к жизни.

Церковь во имя Николая Чудотворца в Хлынове, или церковь Введения пресвятой Богородицы во Храм, находилась в Хлыновском тупике в Москве. Храм на этом месте при монастыре упоминается в источниках конца XIV века. Свое название церковь получила в честь размещения здесь знаменитой Великорецкой иконы св. Николая Чудотворца, принесенной в Москву из Хлынова по указу Ивана IV Грозного в 1555 г. За церковью закрепилось это название, хотя икона пробыла здесь сравнительно недолго. Каменный храм был построен на этом месте в последней четверти XVIII века. В 1930 г. в церкви Николы в Хлынове очень часто служил еп. Алексий Тихвинский, будущий Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (в миру Сергей Владимирович Симанский; 1877-1970). Церковь была разрушена в начале 1936 г.

Экземпляр из личной библиотеки протоиерея Сергия (в миру Сергея Константиновича Хавского), настоятеля Троицкого храма в дачном поселке Удельная (Московской губернии), который возник в конце XIX века у одноименной станции по Московско-Казанской железной дороге. Отец Сергий служил в храме до 1922 г. До этого приход окормлял его отец, священник Константин. Удельная была особым местом, ее еще называли «Маленьким Парижем». Здесь селились и приезжали в гости представители творческой интеллигенции - театральные режиссеры, писатели, артисты, художники: Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Надежда Обухова, Ольга Книппер-Чехова, Лидия Коренева, Михаил Булгаков, сестры Анастасия и Марина Цветаевы и многие другие. Здесь в особняке Лидии Александровны Тамбубер устраивались литературные и музыкальные вечера. Дачи в поселке были настоящим произведением искусства, их строили по проектам знаменитых архитекторов: К.А.Тона, Ф.О.Шехтеля, И.В.Жолтовского. Храм во имя св. Троицы был открыт здесь в 1897 г.