Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Житие старца Серафима, Саровской обители иеромонаха, пустынножителя и затворника. Муром 1893. В современном полукожаном переплете. Очень хорошая сохранность.

Автор: Без автора
Год издания: 1893


Житие старца Серафима, Саровской обители иеромонаха, пустынножителя и затворника. С приложением его наставлений и келейнаго молитвеннаго правила. С изображением отца Серафима и снимком его почерка. Издание четвертое. Муром, Типо-Литография Н.В.Зворыкина, 1893. VII, 294, V c.; 9 л. илл. 24 x 16,6 см. В современном полукожаном переплете. Очень хорошая сохранность.


Большим событием в изучении биографии старца Серафима стал выход в свет в 1863 г. "Жития преподобного отца нашего Серафима Саровского: иеромонаха, пустынножителя и затворника", приписываемого цензору и духовному писателю Н.В.Елагину (1819-1891). В действительности этот труд был подготовлен к изданию в 1858 г. монахами Саровской пустыни, а заслуга Н.В.Елагина состоит в рецензировании этой книги. Само название книги - «Житие» говорит о том, что старец к 1860 г. подошел к лику чаемых, или ожидаемых, святых, и его прославление было только делом времени. Оно написано не в рамках традиционного жанра, идущего еще со времен древнерусской литературной традиции. Это обстоятельное биографическое повествование составлено современным языком и следует за житиями в привычном смысле только в плане построения композиции. К очерку жизни старца Серафима приложены свидетельства о чудесах, которые совершались после его кончины, а также собственные наставления святого. Издание украшено девятью литографиями.

Серафим Саровский (в миру Прохор Исидорович Мошнин, 1759-1833) - один из наиболее почитаемых русских святых, происходил из семьи богатого курского купца Исидора Мошнина, имевшего кирпичные заводы и занимавшегося возведением каменных светских зданий и церквей. Среди прочего, он построил в Курске по плану архитектора Растрелли храм во имя преподобного Сергия Радонежского. В 1778 г. его сын Прохор ушел послушником в монастырь. Он был канонизирован в 1903 г. Однако образ Саровского старца задолго до официальной церковной канонизации был запечатлен в самых разных произведениях искусства: в живописи, гравюре, литографии, резьбе по дереву, финифти, а также в литературных произведениях.

Старец Серафим не чувствовал утомления, почти не нуждался в отдыхе, часто забывал о пище и питье; ложась спать, жалел, что человек не может, как ангел, без перерыва служить Богу. Уже живя в пустыни, он вовсе перестал брать хлеб из монастыря, и братия недоумевала, чем он питается. Незадолго до смерти старец рассказывал, что около 3 лет он употреблял лишь отвар из травы снитки, которую летом собирал и сушил на зиму. Проводя будни в пустыни, о. Серафим накануне воскресных и праздничных дней приходил в обитель к причастию. После обедни он говорил с теми из братии, кто в нем нуждался. А затем возвращался в пустынь. В 1825 г. о. Серафиму было явление Богоматери. Пречистая повелела ему выйти из затвора и принимать всех, кто будет идти к нему.

Старец Серафим скончался 2 января 1833 г. 1 января этого года приходилось на воскресение. После службы о. Серафим простился со всеми молившимися монахами, благословил их. Три раза в этот день старец выходил на место, назначенное для погребения его, и долго смотрел в землю. Вечером было слышно, как он в келье своей поет пасхальные песнопения. В конце ранней литургии 2 января отец Серафим был найден в своей келье почившим в молитвенном коленопреклоненном положении.