Александр А., Кокто Ж. Декоративное искусство Леона Бакста. Париж, 1913. Роскошное библиофильское издание на французском языке, отпечатанное ограниченным тиражом. В издательском полукожаном переплете из пергамена. Отличная сохранность.
Автор: Александр А., Кокто Ж.
Год издания: 1913
L’Art Decoratif de Leon Bakst. Essai critique par Arsene Alexandre. Notes sur les ballets par Jean Cocteau. Paris: Maurice de Brunoff, editeur d’art, 1913. – Декоративное искусство Леона Бакста: Критическое эссе Арсена Александра. Заметки о балетах Жана Кокто. Париж: Морис де Брюнофф, 1913. [38], 50 с.; 1 л. портр., 77 л. илл. 39,9 х 27 см. Отпечатана: «Londres: Imprimerie de The de la More Press Limited». Роскошное библиофильское издание, отпечатанное ограниченным тиражом на плотной синеватой бумаге ручного отлива. Художественное Оформление и дизайн Леона Бакста: заставки и концовки, гравированные на дереве, 77 иллюстраций (50 из них в цвете). В издательском переплете в стиле ар-деко, корешок и уголки из пергамена, с золотым тиснением на передней крышке (факсимиле подписи Л.Бакста) и корешке. Золотой обрез, с двух сторон блок не обрезан. Отличная сохранность. Редкость.
Одним из крупнейших явлений в европейской культуре начала ХХ в. стали гастроли в Париже «Русского Балета» С.П.Дягилева. Его постановки изменили представления европейцев о танце, хореографии, художественном оформлении сцены. Именно Л.Бакст, 150-летие которого отмечается в 2016 г., формировал визуальные образы балетов С.П.Дягилева, разрабатывая эскизы костюмов и декораций. Его художественный вкус и новаторство магически, даже ошеломляюще воздействуют на зрителя. Работы Л.Бакста гипнотизируют яркими цветовыми пятнами, упорядоченными в орнаментальные ритмы; необузданностью захваченного врасплох движения, усиленного энергией линий; рвущимся с цепей на зрителя восточным эротизмом и какой-то особенной фантазией, объединяющей самые разнородные элементы в космические гармонии. Л.Бакст умело сочетал в своем творчестве разные художественные традиции. Цвета в движении превращаются в визуальную симфонию, немую музыку, рождающуюся из бешеной пляски пятен. Она особым образом воздействовала на эмоции зрителей, позволяла на физическом уровне ощутить, увидеть музыкальные ритмы. В работах Л.Бакста видны влияния разных пластов европейского искусства, а также японской ксилографии и египетских росписей, а также ближневосточной эстетики в целом. В них сосуществуют традиции русского лубка, магия античной мистерии, пластика индийских танцев и выразительность африканской скульптуры. Все это, слитое с хореографией и музыкой балета, потрясло воображение европейцев, породив феномен "Русских сезонов".
Настоящая книга вышла при жизни Л.Бакста на пике его европейской славы. В ней собраны 77 эскизов художника к балетам труппы С.Дягилева, поставленным в Париже в 1908-1912 г.г. Среди балетов, имевших сценографию художника, представлены постановки: «Синий Бог», «Завтрак на траве», «Клеопатра», «Шахерезада», «Нарцисс», «Муки св. Себастьяна», «Дафнис и Хлоя», «Саломея». В цветных иллюстрациях издания, наклеенных на листы, прекрасно видно, как Л.Бакст подбирает свои костюмы к пластике актеров, создавая целостные визуальные образы, передающие индивидуальность конкретных танцоров: В.Нижинского, И.Рубинштейн, Александры Бенуа, множества британских и французских мастеров. На сдвоенных листах представлены декорации сцены, которые до сих пор поражают богатством фантазии и яркой цветовой гаммой.
Очерк о декоративном искусстве Л.Бакста, его особенностях, ставших новым словом в европейской сценографии, написан крупнейшим французским художественным и театральным критиком Арсеном Александром (1859-1937), который высказывался о самых актуальных и наиболее новаторских явлениях европейского искусства. Комментарии к балетам создал молодой Жан Кокто (1889-1963), один из крупнейших французских писателей, художников и критиков эпохи модерна. В это время как раз формировались взгляды Кокто на искусство, и стартом в этом творческом пути для него стали "Русские сезоны" С.Дягилева и живопись Леона Бакста.
Леон Самойлович Бакст (настоящее имя - Лейб-Хаим Израилевич Розенберг; 1866-1924) - один из крупнейших российских художников «Серебряного века», снискавший громкую славу в Европе, сценограф, иллюстратор и дизайнер, ставший одним из столпов стиля «Ар-Деко» в Париже. Л.Бакст - мастер станковой живописи и театральной графики, участник объединения «Мир искусства» и театрально-художественных проектов С.П.Дягилева, один из законодателей европейской моды на экзотику и ориентализм в начале XX века. Будущий художник-новатор родился в г.Гродно в семье евреев-ортодоксов. Отец, авторитетный знаток Талмуда, женился на дочери крупного коммерсанта Бакстера. Леон Бакст получил хорошее светское образование, был вольнослушателем Академии художеств в Петербурге, но ее не окончил, поскольку не хотел следовать закрепившейся там традиции реализма, убивавшей фантазию и театральность. Его первая персональная выставка состоялась в 1889 г., там он и принял свой псевдоним. В 1890-х г.г. Л.Бакст путешествует по Европе, активно работает и выставляется. С середины 1890-х г.г. он примкнул к кружку писателей и художников, формировавшемуся вокруг Сергея Дягилева и Александра Бенуа, названный позднее «Миром Искусства». В 1898 г. совместно с С.Дягилевым Л.Бакст создает одноименное периодическое издание. Опубликованные в нем графические работы принесли Л.Баксту громкую славу.
Л.Бакст был приглашен преподавать живопись детям великого князя Владимира Александровича. В 1902 г. в Париже он получил заказ от Николая II на изображение «Встречи русских моряков». Во время революции 1905 г. Бакст работал для журналов «Жупел», «Адская почта», «Сатирикон», позднее - в художественных журналах «Золотое руно», «Аполлон», «Художественные сокровища России». В период 1908-1910 г.г. одним из его учеников был Марк Шагал.
Но более всего талант Л.Бакста зазвучал и начал, что называется, менять мир на сценах европейских театров в сценографии постановок «Русского балета». В то время только зарождалось новое искусство театральной декорации: его формировали Л.Бакст, А.Бенуа в России, Э.Вюйар во Франции, Э.Мунк в Скандинавии. Л.Бакст, работая в Париже над театральными декорациями, произвел настоящую революцию, соединив и визуализировав цветовыми пятнами костюмов и декораций музыку и движение. Л.Бакст стал ведущим художником «Русских сезонов» и «Русского балета». Художественное оформление этих балетов поражало зрителей своей фантазией, сказочной роскошью, утонченной изысканностью костюмов, новыми и смелыми сочетаниями красок. В 1914 г. Л.Бакст был избран членом Академии художеств.
К юбилею Л.Бакста приурочена выставка его художественных произведений из собраний лучших российских музеев, проходящая летом 2016 г. в Государственной Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Многие из представленных на выставке шедевров имеются в репродукциях и в настоящем французском издании.