Алексий (Виноградов), иером. Китайская библиотека и ученые труды Членов Императорской Российской Духовной и Дипломатической Миссии в Китае. Спб., 1889. Каталог китайских книг библиотеки Императорской Российской Духовной Миссии в г. Пекине... Спб., 1889.
Автор: Алексий (Виноградов), иером.
Год издания: 1889
Алексий (Виноградов), иером. Китайская библиотека и ученые труды Членов Императорской Российской Духовной и Дипломатической Миссии в г.Пекине или Бей-Цзин, (в Китае). С приложениями каталога, чертежей и рисунков. Спб., типография брат.Пантелеевых, 1889.[2], IV, 3-82, [2] с.; 4 л. илл.
Каталог китайских книг библиотеки Императорской Российской Духовной Миссии в г. Пекине или "Бей-Цзине", в квартале "Бэй-Гуань-Цзин" (т.е. на Северном Подворье Китайской столицы). Перевел с Китайскаго собрания названий книг (по карточкам) и в порядке изложил Иеромонах Алексий Виноградов (с 1881 по 1888 г. б. член означенной Миссии). Приложение к очерку "Китайская Библиотека и ученые труды Членов Императорской Российской Духовной Миссии в г.Пекине или Бэй-Цзине". Спб., типография Брат. Пантелеевых, 1889. 76, 33, II с.
24,6 х 15,5 см. В одном современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Очень хорошая сохранность. На обложке владельческий штамп: "Из коллекции фольклориста Ефременкова В.К. г.Починок Смол. обл." и дарственная надпись: "Многоуважаемому Г.Профессору Николаю Львовичу Дювернуа от Автора 1890 -? Марта 1?".
Автограф, оставленный А.Н.Виноградовым, автором книги, предназначен Николаю Львовичу Дювернуа (1863-1906) - историку права, профессору, доктору гражданского права, преподававшему римское право в Демидовском юридическом лицее в Ярославле. Пути А.Н.Виноградова и Н.Л.Дювернуа пересеклись именно в лицее, и, судя по всему, привязанность не остыла спустя годы.
Экземпляр принадлежал Василию Константиновичу Ефременкову, смоленскому фольклористу и собирателю редких книг. В настоящий момент отдельные части собрания В.К.Ефременкова хранятся в фондах Российского Государственного архива литературы и искусства, архиве Российской Академии наук, Российской национальной библиотеке и Государственном Историческом музее.
Автор издания, Александр Николаевич Виноградов - выдающийся синолог Российской духовной миссии в Пекине, человек многих талантов и разнообразных интересов. Родился в селе Чамерово Тверской губернии в 1845 г. в семье священника. Блестяще окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию в 1865 г. и был оставлен там в качестве помощника наблюдателя иконографии. В 1867 г. поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, но фактически в ней не учился, так как перешел в Ярославскую духовную семинарию преподавателем живописи и рисования. Здесь им был разработан курс церковной археологии, который не встретил соответствующего понимания и одобрения со стороны местного священноначалия. Окончил Демидовский юридический лицей в Ярославле со степенью кандидата юридических наук. В 1875-1876 г.г. работал аудитором в 5-м Киевском Гренадерском полку, откуда вскоре уволился, поскольку уже тогда у него проявился интерес к научным занятиям археологией, иконографией, палеографией и этнографией. Учеба в Археологическом институте совпала с избранием А.Н.Виноградова членом Императорского Российского географического общества. К этому времени он сформулировал свое научное кредо: "Археология для меня… немыслима без истории искусства, религии, литературы, нравов и обычаев не одного народа Русского, но в связи и сравнении с культурою и цивилизацией других народов".
В 1879-1880 г.г. А.Н.Виноградов познакомился с работами по китайской и иранской уранографии; результатом было решение заняться ориенталистикой (востоковедением), прежде всего для понимания "культурного развития русского народа в связи с восточными". К этому же периоду (в мае 1880 г.) относится принятие А.Н.Виноградовым монашеского сана с именем Алексий и рукоположение его в иеромонахи. После этого в составе Российской православной миссии он отправляется в Пекин. За два года он добился виртуозного владения китайским языком, принимал участие в переводе православных церковно-служебных книг на китайский язык. За эти заслуги Святейший Синод в 1884 г. преподал ему благословение и определил иеромонаха Алексия старшим лицом после начальника Миссии. Собранные во время экспедиции данные вошли в состав крупнейших востоковедческих трудов ученого.
После возвращения из Пекина 1887 г. Алексий взялся за составление сборника, в который вошли статьи по истории русского китаеведения, данные о положении Императорской духовной миссии в Пекине, ее положении и устройстве. В сборнике дан обзор каталога книг Миссии и основные принципы его составления. Все книги разделены на 12 тем: 1. Каталоги, энциклопедии, сборники; 2.Словари, образцы написания и чтения иероглифов; 3. Классические авторы и философские труды; 4. Стихи философского, поэтического содержания, а также для музыкального пения; 5. Церемонии придворные, государственные и частные; 6. Математика, времяисчисление, астрономия, астрология, сельское хозяйство, естественная история, охота, медицина, и др.; 7. Политическая, физическая, историческая география Китая; 8. История Китая с разделением по династиям и царствованиям; 9. Материалы по истории Китая, расположенные по содержанию и разным видам памятников; 10. Государственное управление, законодательство и юриспруденция; 11. Независимые государства и вассальные по отношению к Китаю территории; 12. Буддийская литература.
В особом приложении каталог приводится полностью. Многие из упомянутых в каталоге книг были безвозвратно утрачены во время восстания ихэтуаней в 1900 г. в Пекине. В тексте дан анализ и перевод текста адреса пекинских христиан архимандриту Палладию, а также краткая аннотация ксилограф, хранившихся в библиотеке Миссии. Приведена статья английского протестанта Джейна с высокой оценкой ученых трудов членов Миссии по изучению Китая, состояния ее библиотеки. В приложении, кроме каталога библиотеки Миссии, содержатся замечания о начертании китайских иероглифов в книжных названиях с параллельным указателем номеров, соответствующих русскому переводу и транскрипции в каталоге. В качестве иллюстраций использованы рисунки А.Н.Виноградова. На них изображены виды строений Северного подворья Пекинской духовной миссии, а также план строений (вид сверху) Миссии и примыкающего к ним здания физико-метеорологической обсерватории, составленный в результате собственноручных измерений Алексия.