Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Андерсен Г.Х. Соловей. Рисунки Егора Нарбута. М., издание И.Кнебель, 1912. В иллюстрированной издательской обложке работы Е.Нарбута и в современном художественном футляре. Отличная сохранность.

Автор: Андерсен Г.Х.
Год издания: 1913


Андерсен Г.-Х. Соловей. Рисунки Егора Нарбута. М., издание И.Кнебель, [1912]. [12] с., с илл. 30 х 22,6 см. Е.Нарбут посвятил свои рисунки в книге художнице М.Я.Чемберс-Билибиной. В иллюстрированной издательской обложке работы Е.Нарбута и в современном художественном футляре. Отличная сохранность.

Библиография: Юниверг Л. Издательский мир Иосифа Кнебеля. Иерусалим, 1997. С. 332, № 38.


Роскошное издание сказки-притчи Г.-Х.Андерсена, написанной на китайский сюжет и рассчитанной на любой возраст. Книжка входила в «Подарочную серию» издательства И.Кнебель из двенадцати наименований. Высочайшее полиграфическое качество книг «Подарочной серии» обусловлено тем, что они печатались в типографии Товарищества Р.Голике и А.Вильборг, имевшего высший коммерческий статус Поставщиков Двора Его Величества. «Соловей» украшен иллюстрациями одного из самых значительных русских художников книги 1910-х г.г. Егора Нарбута (1886-1920), выполненными в цвете.

Сказка была очень созвучна настроениям и идеям людей Серебряного века и эпохи модерна в целом. Живой соловей, пение которого наполняет радостью все вокруг, способно прогнать смерть, противопоставляется в сказке соловью механическому - совершенному изобретению человеческого ума и гордыни, но бездушному и обреченному на разрушение. В 1914 г. Игорь Стравинский создал по сказке «Соловей» одноименную оперу, тогда же поставленную С.Дягилевым в «Гранд-опера» в Париже.

Индивидуальная художественная манера Е.Нарбута сложилась в 1911 г. и полностью отразилась в оформлении сказки. Художник сочетал технику черных силуэтов на белом фоне с цветными рисунками и орнаментальными рамками. Оформление «Соловья» признано критиками лучшей среди графических работ Е.Нарбута, посвященных сказкам Г.Х.Андерсена, и вершиной в его творчестве как мастера книги. Особенно специалисты выделяли изысканную орнаментальную обложку «Соловья», имитировавшую модную в начале ХХ века ткань в китайском стиле. Из четырех проиллюстрированных художником сказок Г.Х.Андерсена в издательстве И.Кнебеля успели выйти только две: «Соловей» и «Прыгун».

Над «Соловьем» художник работал с особым увлечением, пытаясь создать собственный сказочный образ Китая. В иллюстрациях к этому изданию монументальность сочетается с лаконизмом, а строгость с изяществом. Всем работам Е.Нарбута для издательства И.Кнебель характерно необыкновенное техническое совершенство исполнения. Художник удивительно тонко и тщательно прорабатывал все детали. Одной из главных причин совершенства работ Е.Нарбута было то, что он тщательно изучил процесс типографского превращения рисунка в репродукцию и использовал при создании иллюстраций те приемы, которые облегчали бы их репродуцирование и усиливали воздействие на зрителя. Е.Нарбут больше тяготел к оформлению книги как целого, а не к иллюстрированию ее в узком смысле. Поэтому, казалось бы, «детские» сказки, проиллюстрированные им, своей безукоризненностью исполнения и художественным вкусом увлекали взрослых еще больше, чем детей.

И.Кнебель предоставлял мастеру полную свободу творчества, в том числе и право посвящать свои работы в этих книгах кому-либо из художников. Оформление «Соловья» Е.Нарбут посвятил Марии Яковлевне Чемберс-Билибиной, замечательному художнику-графику и иллюстратору детских книг. В 1902-1911 г.г. она была женой И.Я.Билибина, учителя и покровителя Е.Нарбута.

В 1911 г. И.Кнебель предложил Е.Нарбуту проиллюстрировать несколько басен И.Крылова. Над «Соловьем» Г.Х.Андерсена художник работал одновременно с этим. Именно при работе над баснями сложилась его особая манера иллюстрации. В юности Егор Иванович вырезал силуэты своих друзей и знакомых из черной бумаги и достиг в этом искусстве большого совершенства. Силуэтная графика была особенно популярна в эпоху И.Крылова. Особенно виртуозно ей владел современник баснописца Федор Толстой, один из любимых художников Е.Нарбута. Художник в работах 1911 г. начал комбинировать вырезанные из черной бумаги силуэты с рисунком тушью и красками и таким способом оформлял всю книгу, включая обложку, заставки и инициалы, что и завершило оформление его собственного безошибочно узнаваемого стиля.

Егор Нарбут был автором первых украинских государственных знаков (банкнот и почтовых марок) и проекта герба Украинской державы. Его графика отличается декоративностью и четкостью контурного рисунка. Первые шаги в искусстве он делал самостоятельно в гимназические годы и во время учебы в Петербургском университете. На студенческую выставку работ художников-любителей из университетского кружка, организованного Е.Нарбутом, были приглашены мэтры графического искусства А.Н.Бенуа, И.Я.Билибин, А.П.Остроумова-Лебедева, К.А.Сомов, М.В.Добужинский и др. И.Я.Билибин, которому Е.Нарбут активно подражал в ранний период творчества, стал покровительствовать талантливому юноше.

С 1907 г. Е.Нарбут сотрудничал с издательством И.Кнебель. Начинающий художник учился в школе Императорского общества поощрения художеств, в начале 1910 г. - в мюнхенской частной студии Ш.Холлоши и у Эмиля Преториуса. Все это время он искал свою неповторимую манеру письма. В своих работах Е.Нарбут использовал приемы стилей готики, барокко и рококо, классицизма, ампира, воспроизводил визуальные эффекты русского лубка и японской ксилографии. О росте мастерства художника больше всего говорят книжки сказок, исполненные им в 1909 г. для И.Н.Кнебеля. Вернувшись в Россию в 1910 г., Е.Нарбут стал членом художественного объединения «Мир искусства». С 1917 г. работал в Киеве, был ректором и одним из основателей Украинской Академии художеств.