Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Андерсон В.М. Старообрядчество и сектантство: Исторический очерк русскаго религиознаго инакомыслия. Спб, 1908. В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Отличная сохранность.

Автор: Андерсон В.М.
Год издания: 1908


Андерсон В. Старообрядчество и сектантство: Исторический очерк русскаго религиознаго инакомыслия. Спб, издание В.И.Губинскаго, 1908. [4], 460, [6] с. 21,5 x 14 см. В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Отличная сохранность.


Владимир Максимилианович Андерсон (1880-1931) - историк, библиограф. Разработал новую схему систематического каталога книг на русском языке Публичной библиотеки. В 1924 и 1929 г.г. был заместителем директора библиотеки и заведующим ее русским отделением. В.М.Андерсон значительное внимание уделял литературной и библиографической работе, каталогизации фондов нелегальной революционной литературы, биобиблиографии. Сотрудничал в журнале "Русский библиофил" (1911-1913), где публиковал статьи и библиографические обзоры. До июля 1928 г. находился на дипломатической работе сначала в Осло, затем в Константинополе. В 1929 г. постановлением Особого совещания при Коллегии ОГПУ осужден на 3 года ссылки, реабилитирован в 1965 г.

Свои очерки В.М.Адерсон начинает с упоминания о первом случае открытого осуждения действий православной церкви, засвидетельствованных в Никоновской летописи 1004 г.: инок Андриан и Дмитрий, чин которого неизвестен, с разницей в 20 лет, но очень схоже, выражали свое неудовлетворение тем формам, в которые вылилась обрядовая сторона христианства. Весьма вероятно, они подверглись влиянию секты богомилов, распространившейся тогда из Византии или Болгарии, с которыми поддерживались активные дипломатические отношения. Также речь идет и о спорах, начавшихся в XII столетии о необходимости соблюдения поста в среду и пятницу, если на эти дни приходятся большие праздники. Упоминается некий Мартин, пришедший в 1149 г. и написавший многообещающую книгу под названием "Правда", в которой говорилось, что христианство распространилось на Руси в искаженном виде, в чем отчасти повинны греки.

Со второй половины XIV столетия набирают силы секты стригольников и жидовствующих, которым отведены две последующие главы. Стригольники были хорошо образованными людьми, которых волновали вопросы христианской морали, погоня церковных представителей за земным, а не духовным. Основоположником их был некий дьякон Карп, бывший "стригольником", т.е., по одной из версий, стриг новопоставляемых дьяконов по тогдашнему обычаю. Карп, находившийся по роду своей службы с лицами, посвященными в высокие духовные чины, был хорошо осведомлен о взимании платы за возведение в духовный сан. За свое публичное возмущение подобной практикой он был лишен духовного звания, но собрал вокруг себя сочувствующих мирян и клириков, ведших крайне аскетичный образ жизни и презревших церковные таинства, кроме таинства покаяния. Секта жидовствующих продолжила дело стригольников, широко распространив свое учение. Здесь кратко упоминаются Феодосий Косой и Матвей Башкин. От этих очерков Андерсон переходит к старообрядчеству и главе о Патриархе Никоне. Отдельные главы отведены казни расколоучителей и возмущению в Соловецком монастыре, давшему сильный толчок старообрядческому движению. Следующие главы посвящены беспоповщине, филлиповщине, странникам, единоверцам, шалопутам, духоборам и т.д., и представляют собой объемный труд об истории русского религиозного протеста.