Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Ансеров А.А. Историческое описание Церкви Рождества Богородицы, что на Бутырках в г. Москве. М., 1892. В переплете эпохи с золотым тиснением на передней крышке. Отличная сохранность. С автографом автора.

Автор: Ансеров А.А.
Год издания: 1892


Ансеров А.А. Историческое описание Церкви Рождества Богородицы, что на Бутырках в г. Москве. М., Типо-литография Т-ва. И.Н.Кушнерев и Ко., 1892. 92 с., с илл. 21,9 x 14,4 см. В переплете эпохи с золотым тиснением на передней крышке. Отличная сохранность. На пустом листе (перед титульным) автограф автора, адресованный фотографу, сотруднику ателье придворного фотографа Отто Ренара, выполнившему снимки к книге: «Достоуважаемому Алексею Ивановичу г. Иванову, с чувствомъ душевной признательности, почтительное приношение от Автора».


Протоиерей Александр Александрович Ансеров в своем интересном очерке по истории храма, находящегося в настоящее время, к сожалению, почти полностью в разрушенном состоянии, исследует происхождение название местности, где в XVII веке была построена церковь – «Бутырки», углубляясь для этого в раннюю историю Москвы. Изначально бутырками называли избы, жилища, села, стоявшие отдельно от общего поселения. Зачастую бутырки отделялись от основного поселка полем или лесом. По предположениям историков, существовала у бутырок и специальная функция – это был сторожевой пункт, оберегавший город от внезапных набегов, а также точка наблюдения за приезжавшими в город иностранцами. Более всего это название закрепилось за районом на севере Москвы.

Здесь-то в XVII веке и возникла великолепная церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе, надолго ставшая украшением этих мест. Церковь построена Бутырским полком в 1684 г. Она была освящена патриархом Иоакимом. Автор приводит и некоторые полулегендарные сведения о том, при каких обстоятельствах возникла церковь Рождества Богородицы. Возможно, поводом к ее возведению послужила победа над взбунтовавшимися донскими казаками под водительством Степана Разина. Неподалеку от храма отдельно стояла высокая шатровая колокольня, в которой было сорок маленьких декоративных окошек – «слухов». Такие колокольни появились после указа патриарха Никона о запрещении строительства шатровых храмов.

Церковь Рождества Богородицы в Бутырках стала одним из храмов, в которых этот запрет был обойден – шатровым стало не само здание церкви, а лишь колокольня. В Москве до сих пор сохранились храмы с подобными шатровыми колокольнями. Однако у Бутырской церкви была особенность – ее колокольня не примыкала к самой церкви, а стояла отдельно, на некотором расстоянии. К 1917 г. эта колокольня вместе с практически идентичной колокольней церкви Николы Явленного на Арбате (снесена в 1931 г.) признавались наиболее изящными и изысканными в Москве. Интересно, что внешне церковь с XVII в. практически не изменилась, а внутри были лишь некоторые обновления, но образа в новом иконостасе XIX века оставались старые.

Обязательным разделом подобного рода очерков истории храма или монастыря является подробная опись имущества, включающая утварь, иконы, богослужебные книги, мощи и другие святыни. Иллюстрации в тексте воспроизводят фотоснимки видов церкви Рождества Богородицы и ее внутреннего убранства.