Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Антоний, архиепископ. Из истории христианской проповеди: Очерки и изследования. Спб., 1895. В переплете эпохи с золотым тиснением на корешке и крышках. Очень хорошая сохранность. С автографом автора.

Автор: Антоний, архиепископ
Год издания: 1895


Антоний, архиепископ. Из истории христианской проповеди: Очерки и изследования. Издание второе. Спб., типография А.Л.Катанскаго и К, 1895. VIII, 391 с. 21,5 х 14,7 см. В переплете эпохи с золотым тиснением на корешке и крышках. Очень хорошая сохранность. На титульном листе автограф автора: «Достоуважаемому о. протоиерею Феодору Семеновичу Левашову на память. Антоний архиепископ Финляндский. 1895, май 23».


Александр Васильевич Вадковский (1846-1912) - преосвященный Антоний, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, архимандрит Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, до этого - архиепископ Финляндский и Выборгский; крупнейший ученый-богослов и иерарх Русской православной церкви конца XIX – начала ХХ веков. Был профессором и почетным членом крупнейших российских духовных академий и членом многих научных и благотворительных обществ. Его научные заслуги были признаны в Европе. В 1897 г., во время пребывания митрополита в Лондоне на юбилее королевы Виктории, ему были присвоены докторские дипломы Оксфордского и Кембриджского университетов.

В 1870-1885 г.г. преосвященный Антоний был преподавателем Казанской духовной академии, пройдя путь от доцента до профессора. Там он вел курс истории христианской проповеди. Очерки, посвященные этой проблематике, изначально публиковались в духовных журналах. В 1892 году автор собрал их вместе и издал отдельной книгой. Это сочинение стало главным богословско-историческим трудом преосвященного Антония. Первое его издание вышло малым тиражом (400 экземпляров), но вызвало огромный интерес среди богословов. В 1894 г. по определению совета Санкт-Петербургской Духовной академии преосвященный Антоний за сочинение «Из истории христианской проповеди» был удостоен степени доктора богословия, а в 1895 г. возведен и в степень доктора церковной истории.

Особенно углубленно, по рукописным источникам, автор изучал средневековую славяно-русскую проповедь. С 1874 г. он состоял в комиссии по описанию рукописей Соловецкого монастыря. Именно во время этих работ преосвященный Антоний глубоко познакомился с апостольской, святоотеческой и славяно-русской проповеднической литературой, произведениями Кирилла Иерусалимского, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Двоеслова, беседами на Евангелия, поучениями Феодора Студита, русскими учительными сборниками: Измарагдом, Златоустом, Торжественником, Евангелием Толковым Воскресным и др. Во второй половине 70-х годов XIX века, в связи с движением в России за освобождение славянских народов от османского владычества, автор обратился к истории древне-болгарской проповеди.

Книга делится на три части. В раздел «Из истории христианской проповеди» вошли главы об апостольской проповеди, о жизни и проповеднических трудах Василия Великого (беседах на Шестоднев, на псалмы, словах на разные случаи). Второй раздел посвящен истории древне-болгарской проповеди, детально рассмотрены фигура болгарского епископа Константина и его Учительное Евангелие. Автор изучил биографию Константина, историографию исследований Учительного Евангелия, его состав и греческие источники евангельских бесед. Автор проводит текстологическое сравнение ряда бесед Учительного Евангелия с подлинным греческим текстом отеческих толкований, рассматривает место Учительного Евангелия епископа Константина в истории славяно-русского проповедничества. Третий раздел сочинения посвящен истории древне-русской проповеди. Архиепископ Антоний избрал четыре сюжета: так называемые поучения Феодосия Печерского к народу русскому, историю проповеди и проповедников в домонгольский период, поучения митрополита Киевского и всея Руси Фотия, гомилетику Иоаникия Голятовского в связи с характеристикой южно-русской схоластической проповеди.