|
Антушев Н. Летопись Введенской церкви, что на углу Кузнецкаго моста и Большой Лубянки в Москве. С 20-ю фототипическими рисунками на шести таблицах. М., Университетская типография, 1897. VIII, 316, [2] c.; 6 л. илл., план. 23,3 x 15,8 см. В полукожаном переплете эпохи. Сохранена издательская обложка. Хорошая сохранность. На титульном листе автограф автора: «Многоуважаемой Наталии Егоровне Г-же Шпис в благословение на новоселье от составителя. 9 окт. <18>98 г.».
Библиография: Международная книга, 65-1656.
Книга из личной библиотеки Наталии Егоровны Шпис, в конце XIX - начале ХХ в.в. создательницы и владелицы женской гимназии в Москве, носившей ее имя. В конце XIX века здание гимназии находилось по адресу: Малая Лубянка, д. 14 (бывший дом графа П.И.Толстого). Российский род крупных предпринимателей Шписов был основан Робертом Шписом, который в 1840-х г.г. приехал в Россию и здесь основал крупное дело. Предприятие «Стукен и Шпис» экспортировало красители и хлопок. Затем оно приобрело табачную фабрику «Лаферм», которая стала крупнейшей в России и первой, начавшей выпускать сигареты. Ее продукция экспортировалась по всему миру. При сыновьях Роберта Шписа семейный бизнес разросся в настоящую империю, в которую входило 14 табачных фабрик, сосредоточивших в своих руках две трети российской торговли табаком, предприятия в сфере банковского дела, нефтедобычи, металлургии; так, Шписы занимались разработкой грозненских нефтяных месторождений и были вторыми по добыче нефти в России после Нобелей. Шписам принадлежал Череповецкий металлургический завод. Клан имел статус купцов первой гильдии и потомственных почетных граждан, их дома и предприятия находились в обеих русских столицах. Ряд их предприятий имел в России высший коммерческий статус Поставщиков Императорского Двора.
Составитель книги Николай Антушев (1856 - ок. 1923), священник Введенской церкви и историк, подготовил свое издание к 750-летию Москвы и 400-летнему юбилею со дня основания храма, в котором служил. В этой книге он собрал весь доступный ему материал для «летописи», в которой представлены разносторонние сведения о Введенском храме, начиная с первых лет его существования. Церковь была построена по личному указу московского государя Василия III в 1514 г. Ее архитектором был Алевиз Фрязин Новый, строитель Архангельского собора в Кремле, Предтеченской церкви в Замоскворечье и др. В 1747-1750 г.г. храм подвергся значительной перестройке. Н.Антушев использовал в своей работе документы архивов и библиотек, устные свидетельства, печатные публикации.
Повествование начинается с истории тех мест, где в начале XVI века была выстроена Введенская церковь: Кузнецкой слободы, Кучкова поля, Рождественского и Сретенского монастырей. Н.Антушев обращается к летописным свидетельствам, чтобы достоверно установить время закладки каменного храма. После походов Ивана III и его сына Василия Ивановича Псковская и Новгородская республики были присоединены к Московскому государству и в Москву вывели несколько сот семей новгородцев и псковичей. Великий князь «подал им дворы по Устретенской улице» и «не промешал с ними ни одного москвитина». Здесь образовалось поселение псковичей, которые и построили Введенскую церковь на площади у пересечения Кузнецкого моста и Большой Лубянки. В 1551 г. Введенская церковь стала одним из семи московских соборов, учрежденных для решения духовных дел каждого из семи сороков, на которые была тогда поделена Москва Стоглавым собором.
Особенно интересна судьба церкви в XVII веке. Во время Смуты поляки сожгли ее. Однако вскоре после освобождения Москвы она была восстановлена Дмитрием Пожарским и стала его собственной приходской церковью. 26 октября 1612 г. князь поставил во Введенском храме чудотворный список со знаменитой иконы Казанской Божьей Матери. Сам Дмитрий Пожарский жил напротив церкви, в сохранившихся до наших дней каменных палатах. И именно туда, на Лубянку, дважды в год - 8 июля, в праздник обретения Казанского образа, и 22 октября, в праздник победы русского воинства и спасения Москвы ходили из Кремля с крестным ходом. После перенесения иконы в Казанскую церковь на Красной площади, в память о пребывании чудотворного образа во Введенской церкви, патриарх Филарет установил на Лубянку особый крестный ход, а царь Михаил Федорович накануне праздника ездил во Введенскую церковь к вечерне.
От XVII века сохранилось много весьма ценных документов, которые были использованы автором для освещения истории как самой церкви, так и ее прихода. Они рассказывали о перестройках и обновлениях храма и его убранства. Важные сведения заимствованы автором из писцовых, метрических и приходно-расходных книг. Исторический очерк повествует о личностях многих клириков, прихожан и церковных старост. Н.Антушев опубликовал описание книг, икон и церковной утвари, которые к концу XIX века находились во Введенской церкви. Церковь была снесена большевиками в 1924-1925 г.г.