Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Апология о причащении тела и крови Христовой устнами и духовно. И о десяти духовных жертвах, и о Новом Завете: Старообрядческая рукопись. 1904 г. В цельнокожаном переплете эпохи. Хорошая сохранность.

Автор: Без автора
Год издания: 1904


Апология о причащении тела и крови Христовой устнами и духовно, и о вечности онаго, и о прекращении его. И о десяти духовных жертвах, и о Новом Завете: Старообрядческая рукопись на церковно-славянском языке. 1904 год. 4°. 21,1 x 15 см. 339 листов (лл.1-339), пронумерованных писцом в нижнем правом углу кириллическими цифрами. 43 нн. тетради, в большинстве из которых по 8 листов (к 1-й тетр. из 4-х л. подклеен 1 л.; ко 2-й тетр. подклеен 1 л.; к последней тетради из 4-х л. подклеен 1 л.). Рукопись выполнена поздним профессиональным полууставом одной руки чернилами (местами заметна смена пера) и киноварью по 17 строк на листе на бумаге Добрушской фабрики.

Украшения: На первом нн. листе рамка, выполненная чернилами с примитивной красочной заставкой. Орнаментальные инициалы (л.254, 275об., 285об., 293, 295об., 298), строки вязи, заголовки и буквицы, выделяющие смысловые части текста, ссылки на источники в тексте выполнены киноварью.

Переплет современен рукописи: доски в коже со слепым тиснением. Два пробоя желтого металла.

Записи: На л. 339об. послесловие писца – «Сия многополезная книжица написана в 1904-м году по рожестве Хр<и>стове, а от сотворения мира 7412-го года м<еся>ца октября въ 10-й день». На нижнем поле первого нн. листа писцовая запись «Г<оспо>ди благослови трудъ мой, списатель…». На правом поле л.22 чернилами мелким полууставом «совершенная неправда» (очевидно, комментарий к тексту об отступлении господствующей Церкви в 1666-1667 г.г. от Христовой Церкви через нарушение церковных преданий и несоблюдение догматов).

Содержание:
Лл.1-48об. Предисловие
Лл.49-50об. Надсловие беседы о вечности слова Б<о>жия и сравнение дома Израилева с с<вя>щенством новоблагодатным.
Лл.51-54об. Предисловие вступлению о сокровенных некоторых изречений.
Лл.55-85об. Разсмотрение вечных глаголов и недоумеваемых в оных сокрытых таинах.
Лл.86-104. Разбор 149 зачала к Коринфяном послания с<вя>таго ап<ос>т<о>ла Павла.
Лл.104об.-117об. Дополнительный разбор 149-го зачала 7 главы еже Коринфяном послание с<вя>таго ап<ос>т<о>ла Павла.
Лл.118-139об. Примечание к 149 зачалу.
Лл.140-151. О прекращении таинства с<вя>таго причащения тела и крови Г<оспо>дни [с примечаниями].
Лл.151об.-203об. Разсмотрение о шестой главе яже от Иоанна. Зачала 23-го и 24-го стих 53-54-56-й [с примечаниями].
Лл.204-213. Доказательство о приобщении причащения от неправославных священников.
Лл.213об.-230. Доказательство о таинстве духовнаго причащения тела и крови Хр<и>стовой за неимением православнаго священника.
Лл.230об.-243. О с<вя>тых преп<о>д<о>бных о<т>цех наших и с<вя>тых м<у>ч<е>н<и>ках и мученьцах, и протчих угодников б<о>жиих, невкусивших устами с<вя>таго причащения, даже и при кончине своея жизни [с примечаниями].
Лл.243об.-252об. О вкушении причащения тела и крови Хр<и>стовой грешниками [с примечаниями].
Л.252об.-303. О д<у>ховных с<вя>щенницех и о д<у>ховных жертвах приносимых ими на н<е>б<е>сный олтарь.
Л.303об.-332. О Новом завете.
Л.332об.-339. Заключение.

Хорошая сохранность: трещины, потертости и небольшие утраты кожи на крышках и корешке. Верхняя крышка держится на шнурах. Застежки утрачены. Л.5 вплетен после л.12. Утрачен л.335. Разрыв в центре лл.64 и 71-72. Надрыв на верхнем поле л.93. Следы разлиновки на листах.


Настоящая рукопись представляет собой образец полемического сочинения, написанного автором-старообрядцем, принадлежавшим к одному из беспоповских течений. В ней рассматриваются несколько важных тем, развивается ряд полемических вопросов, направленных как против представителей господствующей Церкви, так и староверов, приемлющих священство.

Развитие старообрядческой книжно-рукописной традиции XIX века представляет собой большую и до сих пор слабо изученную область. В это время наблюдалось количественное разрастание старообрядческой литературы. При этом в ней не только продолжал бытовать традиционный, старый круг тем, но и поднимались новые проблемы. История старообрядчества середины XIX-начала XX в.в. вплоть до наших дней практически не привлекала внимания специалистов - работы, посвященные отдельным аспектам темы, единичны.

Старообрядческое движение второй половины XIX-начала XX в.в. во многом отошло от форм социального протеста, деятельность старообрядцев была сосредоточена на внутренних проблемах, в том числе взаимоотношениях между согласиями, отношении к официальной Церкви, догматических спорах, что определило тематику создававшихся сочинений. Старообрядческая книжность того времени обогатилась новыми, весьма интересными произведениями. Публиковались работы замечательных писателей, среди самых известных – Анисим Швецов (Арсений Уральский), Иван Усов (Иннокентий Нижегородский) и другие.

Значительное место в старообрядческой литературе второй половины XIX-начала XX в.в. заняла полемика между представителями Белокриницкой иерархии (австрийцами) и беспоповцами всех согласий. Австрийское согласие возникло в 1846 г., когда греческий митрополит Амвросий перешел к старообрядцам. Пропаганда австрийцев вызвала реакцию со стороны представителей беспоповцев. Наибольшую известность и широкое распространение получили направленные против австрийцев сочинения И.И.Зыкова (1837-1913). Другой представитель поморского согласия Д.В.Батов (1825-1910) выпустил не менее 279 гектографированных изданий, большую часть которых составили его собственные сочинения («Взгляд на бракоборство беспоповцев 1666 г.», «О Новом Завете», «Вопросо-ответы об Антихристе» и др.). Большое творческое наследие оставил Л.Ф.Пичугин.

Автор сочинения, вошедшего в настоящую рукопись, использовал при его написании большое число источников, среди которых как традиционные – произведения отцов Церкви, памятники канонического права, Писание, некоторые особо уважаемые старообрядцами старопечатные издания, так и новоизданные собрания источников и труды отечественных историографов XIX века. В частности, есть ссылки на «Материалы для истории раскола за первое время его существования» Н.Субботина, роман «Раскольничьи мученицы» Н.Чмырева (1880), «Великий раскол» Д.Мордовцева (1891) и ряд других. Сочинение адресовано «истинным держателям кафолической Христовой церкви». Оно посвящено нескольким животрепещущим вопросам: пребыванию староверов-безпоповцев без принятия таинства причастия со 2 пол. XVII века, отсутствию праведного (не «никонианского») священства, опровержению аргументов синодальных миссионеров, убеждающих беспоповцев в духовной губительности их позиции неприятия церковной иерархии и таинства причастия.

Для стиля автора настоящей рукописи характерна архаизация языка, иногда – смешение церковнославянской лексики со словами обыденной речи того времени, риторические восклицания и обращения к читателю. Автора тревожит то, что, несмотря на прекращение жестоких «физических» преследований приверженцев староверия, они по-прежнему испытывают духовный гнет. Способы обольщения простодушных староверов «никонианскими» архипастырями становились все изощреннее. Он отвергает и тех староверов, которые приемлют священство, называя их таинства и иерархию лишь вредным самообманом. С опорой на источники, в том числе ветхозаветные, опровергается мнение о том, что священство и таинства будут вечными и не прекратятся вплоть до Второго пришествия. Большое внимание уделено доказательству того, что видимые таинства, в т.ч. причастия, могут не отправляться в чрезвычайных обстоятельствах – во время гонений, преследований со стороны еретиков и т.д. В этих случаях возможна замена видимого причастия на «духовное». Ведь Господь не принимает оскверненной жертвы. Приведено множество примеров из истории древней Церкви, когда святые отцы и подвижники даже заканчивали свою жизнь, не приняв причастия устами в силу обстоятельств. Дается целый ряд ссылок на слова Ефрема Сирина, Тертуллиана и других авторов о том, что и любой мирянин, если праведен, по существу может именоваться несущим священническое достоинство. В сочинении присутствуют подробные экскурсы в историческую литургику, антилатинские выпады (о недействительности католических таинств), призыв к возрождению в старообрядческой среде древнего обычая совершения агапы.

Беспоповцы - одно из направлений в старообрядчестве, возникшее в конце XVII в. Беспоповцы отрицают православную церковную иерархию, заменив ее выборными наставниками. Из таинств признают крещение, исповедь и причастие, толкуемое как духовное приобщение к Богу. Всех, живущих вне их общин, беспоповцы считают принадлежащими к миру Антихриста. С начала XVIII в. беспоповцы разделились на несколько толков - Поморский толк (основан в 1695 г. на р. Выг Данилой Викулиным и братьями Денисовыми; поморцы в ожидании близкого конца света отрицали царскую власть, отвергали брак. В конце XVIII в. часть поморцев приняла молитву за царя, согласилась на двойную подать и рекрутскую повинность, что привело к расколу на ряд согласий - филипповцы, адамантовы, аароновцы и др. В России общины Поморского толка имеются в Западной Сибири, на Урале, в Среднем Поволжье, на Дону); федосеевский толк (возник в конце XVII в. Основатель — дьяк Феодосий Васильев. Федосеевцы проповедовали строгий аскетизм и безбрачие, непримиримо относились к государству и официальной Церкви. С 1771 г. центром федосеевского толка стала община, образованная в Москве на Преображенском кладбище. В конце XVIII в. часть федосеевского толка признала возможность брака (новожены). Тогда же из федосеевского толка выделилось аристово согласие. Существуют немногочисленные общины федосеевского толка в Псковской, Новгородской и других областях). В конце XVIII в. сформировался бегунский (страннический) толк, приверженцы которого не считали возможным платить налогов, служить в армии, иметь документы, некоторые даже отказывались от денег (безденежники).

До 1905 года открытое распространение сочинений старообрядческих авторов жестко преследовалось церковными властями и государством. Многие появлявшиеся в конце XIX века сочинения писателей-беспоповцев либо издавались в подпольных типографиях малыми тиражами, с помощью гектографов, либо расходились в виде списков с авторских рукописей. Настоящая рукопись демонстрирует сложившиеся в оформлении старообрядческих рукописей 2 пол. XIX - нач. XX в.в. особенности. В это время формируется стиль, который можно определить как функциональный. Большинство рукописей почти не имеют украшений. Настоящая рукопись представляет научно-практический интерес и антикварно-букинистическую ценность как памятник старообрядческой книжности беспоповцев предреволюционной эпохи.