Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Архангельский собор. Фотография, наклеенная на паспарту. М., 1883. В раме. Очень хорошая сохранность. Представляет историческую и культурную ценность.

Автор: Шерер, Набгольц и К°
Год издания: 1883


Архангельский собор. Фотография, наклеенная на паспарту. М., Шерер, Набгольц и К°, 1883. В раме. Размер снимка: 26,5 х 20,8 см. Размер в раме: 51 х 45 см. Очень хорошая сохранность. Представляет историческую и культурную ценность.


Собор святого Архистратига Михаила (Архангельский собор) в Кремле являлся усыпальницей великих князей и царей. Вероятно, первый деревянный Архангельский собор возник на месте современного в период короткого княжения брата Александра Невского Михаила Хоробрита в 1247-1248 гг. В 1333 году сын Даниила Московского, Иван Калита, построил по обету новый каменный храм, в благодарность за избавление Руси от голода. В Архангельском соборе были похоронены Симеон Гордый и его брат Андрей.

В 1505 году великий князь Иван III повелел разобрать ветхую церковь и заложил новую, но вскоре умер и был погребен в только что заложенном храме. Для строительства собора был приглашен миланский архитектор Алевиз Фрязин, из числа итальянских мастеров, приехавших по приглашению Московского великого князя возводить кирпичный Кремль. В наши дни в соборе-усыпальнице находятся 46 гробниц московских князей и царей, начиная с Ивана Калиты и кончая Иваном Алексеевичем, братом Петра I. В 1903 г. надгробия были покрыты бронзовыми футлярами.

Архангельский собор пострадал во время Отечественной войны 1812 года — во время захвата французами Москвы в алтаре была устроена походная кухня для Наполеона. В 1917 г. собор был поврежден при обстреле Кремля, а в следующем году закрыт. С 1955 года в Архангельском соборе работает музей.

На фотографии за Архангельским собором видна часть Большого Кремлевского дворца. Собор традиционен для древнерусской архитектуры: это пятиглавый шестистолпный крестовокупольный храм, с узкими щелевидными окнами, с четырехэтажным притвором с западной стороны. Пять глав, венчающих собор, несколько смещены к востоку, барабаны имеют различный диаметр и расставлены асимметрично. Особенностью внешнего облика собора является применение ренессансных декоративных форм в отделке фасадов. Возможно, в ХVIII веке центральная шлемовидная глава была заменена луковичной. В конце XVI — начале XVII века к восточной стене примкнули две одноглавые церковки — «святого Уара» и «Иоанна Предтечи». В первой половине XIX в. к собору пристроили каменную палатку - на месте бывшей «судной избы Архангельских вотчин». С 1743 по 1883 год собор был кафедральным для Московской епархии.

Инициатором создания серий фотографий стал Николай Александрович Найденов (1834—1905) — известный московский предприниматель, банкир, краевед. Н.А.Найдёнов основал в 1860-x гг. на деньги П.М.Рябушинского, В.И.Якунчикова и свои собственные Московский Торговый банк, который возглавлял всю жизнь. В 1877—1905 гг. он был председателем Московского Биржевого комитета — делового и политического объединения московских финансистов. С 1866 г. Н.А.Найдёнов был гласным Московской городской думы. Он организовал Промышленную выставку в 1878 г.

Именно Н.А.Найденов в 1877 г. внес в городскую думу новое предложение о составлении фундаментального исторического описания Москвы и возглавил комиссию по его составлению. В 1881 г. Иван Егорович Забелин опубликовал обширный план работ по сохранению и изучению истории Москвы. На средства и при непосредственном участии Н.А.Найденова лучшая московская фирма «Шерер, Набгольц и К°», являющаяся поставщиком Императорского двора, произвела дорогостоящую фотосъемку исторических и архитектурных памятников Москвы. В первой половине 1880-х гг. были выпущены в свет пять томов издания «Москва. Соборы, монастыри и церкви» (М., 1882-1883), содержащие гравюры с фотографий всех московских храмов. Н.А.Найденов продолжил свое издание, расширив его тематику. Были выпущены альбомы с приложениями под общим названием «Москва. Виды некоторых городских местностей, храмов, примечательных зданий и других сооружений» (М., 1884). Помимо храмов здесь запечатлены гражданские сооружения (дворцы, музеи, городские ворота, торговые ряды, скульптурные памятники), а также панорамы Кремля, Китай-города, Замоскворечья. Издания фотографий и гравюр стали важнейшим событием в культурной жизни Москвы. Снимки, выполненные по воле Н.А.Найденова, стали базой московского краеведения, именно они формируют в наше время образ старой Москвы, исчезнувшей после 1917 г. В конце 1920-х – 1930-е гг. в Белом городе исчезли 4 монастыря и 26 храмов, в Земляном городе — 39 храмов, в Замоскворечье — 12 храмов.