Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Бадмаев П.А. Главное руководство по врачебной науке Тибета Жуд-Ши. Спб., 1903. В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке. Очень хорошая сохранность.

Автор: Бадмаев П.А.
Год издания: 1903


Бадмаев П.А. Главное руководство по врачебной науке Тибета Жуд-Ши. В новом переводе П.А.Бадмаева. С его введением, разъясняющим основы тибетской врачебной науки. Спб., типография А.С.Суворина, 1903. 159 с., с илл. 23,3 х 15,2 см. В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке. Очень хорошая сохранность.


В конце XIX в. в Европе и в России проснулся большой интерес к Востоку и восточной культуре. Значимыми событиями были Многочисленные переиздания книги А.Шопенгауэра "Мир как воля и представление", интегрировавшей в европейскую философию основы буддийского мировоззрения, выставка японской ксилографии в Европе, создание Е.Блаватской "Теософического общества", увлечение йогой и оккультизмом, позднее творчество Л.Н.Толстого. Большой интерес вызывала и тибетская медицина, распространенная не только в Тибете, но на широких пространствах Центральной Азии от Индии до Бурятии и калмыцких степей, и от Восточного Туркестана до тихоокеанских границ Китая.

Удивительный человек - Жамсерен Бадмаев (в крещении Петр Александрович, крестным отцом его стал цесаревич Александр Александрович, будущий император Александр III; 1851-1919). Более 40 лет П.А.Бадмаев практиковал в Петербурге лечение методами тибетской медицины. Эти методы благодаря своей новизне были необычайно притягательны для жителей столицы. Клиентами Бадмаева постепенно стала значительная часть представителей государственной элиты. С ними он с глазу на глаз обсуждал различные политические дела, а иногда собирал что-то вроде неофициального политического клуба в своей лаборатории, где он смешивал разные снадобья и травяные отвары, готовя какое-нибудь очередное тибетское лекарство. Бадмаев приобрел при царском дворе большой авторитет, был близок то к Григорию Распутину, то к монаху Илиодору, которые одно время были ближайшими друзьями, а затем стали непримиримыми соперниками за влияние на царя. Петр Александрович состоял в доверительной переписке с Николаем II. Все это помогало Бадмаеву вмешиваться во внутри- и внешнеполитические дела страны, создавать экономически прибыльные концессии, проводить финансовые операции, и т.д.

Происходил П.А.Бадмаев из семьи богатого бурятского скотовода, окончил Отделение китайско-монголо-тибетской филологии Факультета восточных языков Петербургского университета, и был вольнослушателем медико-хирургической академии, где освоил врачебную практику, но диплома не получил. После университета некоторое время служил в Министерстве иностранных дел, преподавал монгольский язык на родном факультете, но затем занялся тибетской медициной вслед за старшим братом Александром, который имел уже собственную аптеку в Петербурге, популярную в высших аристократических кругах.

Основная сложность освоения тибетской медицины заключалась в труднодоступности ее основных источников и получения практического опыта. В Тибете и Центральной Азии искусством врачевания владели ламы, но далеко не все. Настоящих специалистов было очень мало и доступ к ним был крайне затруднен. Они стремились к уединению и воспитывали в себе добродетель скромности.

П.А.Бадмаев изучал тибетскую медицину у своего брата, бывшего известным эмчи-ламой, или ламой врачевателем, и одним из главных монахов Агинского дацана, прошедшим школу у бурятских, тибетских и монгольских лам. Александр Бадмаев снискал себе известность тем, что во второй половине 1850-х г.г. вместе со своими помощниками победил эпидемию тифа в Забайкалье. По рекомендации генерал-губернатора Восточной Сибири графа Муравьева-Амурского он был благосклонно принят в Петербурге в Николаевском военном госпитале, где доказал свое мастерство помощью больным, считавшимся неизлечимыми. Так Александр Бадмаев получил офицерский чин и статус военного врача. Его младший брат Петр Александрович тоже общался с лучшими знатоками традиционной восточной медицины среди бурятских монахов. Эти целители ежегодно приезжали в Петербург к П.А.Бадмаеву на протяжении двадцати с лишним лет и иногда по полгода жили у него. Все это позволило ему стать профессиональным целителем, глубоко освоив тонкости восточной медицины. Свое здоровье ему доверяли члены царской семьи и представители петербургской аристократии.

Хорошо зная язык и предмет, П.А.Бадмаев взялся за перевод древнего тибетского медицинского трактата "Жуд-Ши", составив на его основе собственное небольшое руководство по восточной медицине. При переводе возникла значительная трудность в объяснении тибетских медицинских терминов. Ж.Бадмаев утверждал, что получил доступ ко многим, но далеко не ко всем тибетским текстам, среди которых было множество редких и очень сложно добываемых, хранившихся в высокогорных монастырях и распространенных в небольшом числе списков. Некоторые инструменты, лекарства или изображения ему приходилось ждать из Тибета десятки лет. Поэтому в изданной им книге представлена основа тибетской медицины, но далеко не все ее аспекты.

Трактат Жуд-Ши, что переводится как «Четыре основы», является важнейшим руководством по тибетской медицине. В нем представлена целостная система знаний о здоровье, диагностике и лечении болезней. Жуд-Ши делится на четыре части: в первой дается определение медицины, во второй – рассмотрены ее теоретические основания, в третьей – клиническая наука, в четвертой – фармацея, или инструментарий. Попытка перевода трактата на русский язык предпринималась в 1860 г., но текст его так и не был опубликован. Таким образом, П.А.Бадмаев первым перевел и опубликовал книги «Жуд-Ши».

Во введении к трактату П.А.Бадмаев знакомит читателей с историей тибетской медицины и процессом признания ее значения в России. Признание это пришло благодаря деятельности его старшего брата Александра. Но, главным образом, Петр Александрович показывает, сопоставляя тибетскую и европейскую медицины, что первая исходит во многом из тех же принципов, что и вторая, но, благодаря иному опыту, тибетским врачам удалось открыть альтернативные пути к исцелению многих болезней, считавшихся неподвластными европейской медицине. Основа здоровья в гармонии человека с собой и с природой. Кроме того, одно из ключевых понятий тибетской медицины – жизненная энергия, которой можно научиться управлять. В основе восточного врачебного искусства лежит опыт и внимательное наблюдение за окружающим миром и внутренними процессами в человеке от рождения до смерти, использование организма как инструмента изучения окружающего мира. Важно то, чем мы дышим, чем питаемся, что пьем. Важно наблюдать за своим организмом, его самочувствием, правильно выбирать не только питание и образ жизни, но и место, окружение. Все это непосредственно влияет на долголетие. Составными частями лекарств могут становиться любые природные объекты, в основном травы. Искусство врача заключается в знании рецептов и правильном смешении веществ. Последняя глава трактата посвящена этике врачей.