Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Бенуа А. История живописи. 4 тома. Спб., 1912-1917. В четырех современных полукожаных переплетах. Отличная сохранность.

Автор: Бенуа А.
Год издания: 1917


Бенуа А. История живописи. 4 тома. Спб.: Шиповник, 1912-1917. 27,8 x 21,9 см. В четырех современных полукожаных переплетах. Отличная сохранность.

Т. 1. [4], 542, [8] c.; с илл. в тексте и 5 илл. на отдельных листах.
Т. 2. [6], 502, [8] c.; с илл. в тексте и 7 илл. на отдельных листах.
Т. 3. 518, [8] c.; с илл. в тексте и 7 илл. на отдельных листах.
Т. 4. 424 с.; с илл. в тексте и 6 илл. на отдельных листах.

Библиография: Международная книга, 16-5, 54-56, 72-50, 72-51.


«История живописи» создавалась А.Бенуа на протяжении почти десяти лет. Это выдающийся труд в европейском искусствоведении, сохраняющий свою ценность и поныне. Издание оказалось столь масштабным и содержательным, что не успело завершиться до 1917 г. А.Бенуа пришлось остановиться на середине XVIII века. Более того, окончание 4-го тома погибло во время революционного хаоса, будучи уже набрано в типографии.

Сделав общее введение в понимание истории живописи, А.Бенуа уделяет внимание формам живописи в древности, в частности, в Египте. Затем автор переходит к Византийской империи и, наконец, все дальнейшее внимание сосредотачивает на метаморфозах европейской живописи.

Богато иллюстрированный труд А.Бенуа является энциклопедией европейской живописи Средневековья и Нового времени. Автор следует географическому и хронологическому принципу, двигаясь от одного принципиального периода к другому и освещая наиболее яркие черты того или иного времени на примере конкретных национальных живописных школ - будь то живопись кватроченто на севере Италии, французский и испанский пейзаж XV века или Нидерландская живопись в эпоху Ренессанса.

Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) родился в семье известного архитектора и рос в атмосфере почитания искусства, однако художественного образования не получил. Обучался на юридическом факультете Петербургского университета, но при этом самостоятельно изучал историю искусства и занимался рисованием и живописью (главным образом акварельной). Написал главу о русском искусстве для третьего тома "Истории живописи в XIX веке" Р.Мутера, вышедшего в 1894 г. О нем сразу заговорили как о талантливом искусствоведе, перевернувшем устоявшиеся представления о развитии отечественного искусства. В 1897 г. по впечатлениям от поездок во Францию он создал первую серьезную работу - серию акварелей "Последние прогулки Людовика XIV", показав себя в ней самобытным художником. Сразу же заявив о себе как о практике и теоретике искусства одновременно, А.Бенуа сохранял это двуединство и в последующие годы.

А.Бенуа активно участвовал в художественной жизни - прежде всего в деятельности объединения "Мир искусства", идеологом и теоретиком которого он был, а также в издании журнала "Мир искусства", ставшего основой этого объединения; часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои "Художественные письма" в газете "Речь". Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках получившую широкую известность книгу "Русская живопись в XIX веке", начал выпускать журнал "Художественные сокровища России". После революции 1917 г. А.Бенуа принимал деятельное участие в работе всевозможных организаций, связанных главным образом с охраной памятников искусства и старины, а с 1918 г. занялся еще и музейным делом - стал заведовать Картинной галереей Эрмитажа. В 1926 г. эмигрировал во Францию.