|
Березовский В.В. Русская музыка: Критико-исторический очерк национальной музыкальной школы в ея представителях. (Глинка - Даргомыжский - Балакирев, Бородин, Римский-Корсаков - Мусоргский - Чайковский - Кюи, Глазунов, Лядов - Серов, Рубинштейн и др. Спб., типография Ю.Н.Эрлих, 1898. XII, 524 с. 22 х 15,2 см. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность. На титульном листе владельческая подпись: "Rud. Keiss. 1923 a".
К концу XIX века формирование русской музыкальной школы сложилось окончательно: выраженная в своих основах, в особой музыкальной фактуре национальная музыка была богата по форме и содержанию и могла быть сопоставлена с европейской музыкой, из которой до того много заимствовала. Художественное творчество композиторов, преобразив песенные народные мотивы, создало особую традицию. Опора на фольклорные мотивы позволила создать принципиально новую форму синтезирующего симфонического развития с элементами сказочного и эпического повествования.
В настоящем издании рассмотрено несколько этапов развития русской музыки: гармонические, мелодические особенности русских народных песен; развитие музыкальных инструментов; влияние театра и европейской музыки; развитие псевдорусской традиции при Екатерине II; становление романса. Неоценимый вклад, внесенный М.И.Глинкой в развитие симфонических произведений, по достоинству оценен автором издания, В.В.Березовским. Талант композитора рассматривается в соответствии с его развитием с самых юных лет и первых упражнений в сочинительстве. Подробная биографическая справка дается и для композиторов, на которых М.И.Глинка оказал непосредственное влияние - это А.С.Даргомыжский, М.П.Мусоргский, А.Н.Римский-Корсаков. Автором прослежены тесные связи, объединявшие русский музыкальный мир XIX века, большое внимание уделено сценам знакомства композиторов и истории их взаимоотношений, особенно подробно рассматривается кружок М.А.Балакирева, главы "Могучей кучки".
В.В.Березовский проанализировал опыты написания различных музыкальных опер, сюит и романсов, впоследствии ставших классическими произведениями. Подробное описание знаменитых сочинений сопровождается комментариями и подробными объяснениями о новаторстве тех или иных сочинений, различных использованных в них приемах, позволяет проследить развитие мастерства композиторов и оценить виртуозное владение искусством составления сложных музыкальных произведений. Описана история некоторых премьер и откликов, которые они получили.
Владельческая надпись на титульном листе принадлежит Рудольфу Кайшу (1899-1963), фортепианному виртуозу и близкому другу известного эстонского композитора Эдуарда Тубина, посвятившего Р.Кайшу несколько своих музыкальных произведений.