Библия. – Острог: Тип. К.Острожского: Печ. Иван Федоров, 12.08.1581. Гравюры, орнамент. Переплет: доски в коже. Текст на греч. и церковнославянском яз. Очень хорошая сохр. Исключительная редкость. Экспертное заключение РГБ.
Автор: Иван Федоров, печ.
Год издания: 1581
Библия. – Острог: Тип. К.К.Острожского: Печ. Иван Федоров, 12.08.1581 (7089). Л.: 8 нн., 1–276, 1–78, 78–89, 91–180, 1–30, 1–56, 1–78 = 628 л. 29,2 x 18,7 см. Набор: 50 (кириллический и греческий), ок. 62, ок. 28, ок. 20 строк, с колонтитулами. Текст набран в два столбца. Шрифт: 10 строк = 51 (кириллический и греческий), 41, 84, ок. 120 мм. Текст частично в два столбца. Гравюры: герб Константина Острожского (тит. л. об.); типографская марка Ивана Федорова (л. 78 5-го сч. об.). Печать в две краски. Орнамент: 81 заставка с 16 досок, 69 концовок с 18 досок, инициалы, рамка на тит. л. Фолиация кириллическими цифрами; колонцифры и «лист» над наборной полосой справа. Текст на греческом и церковнославянском языках. Очень хорошая сохранность. Экземпляр обладает значительной историко-культурной ценностью, имеет коллекционное значение, представляет большой интерес для музеев и библиотек. Экспертное заключение Российской государственной библиотеки. По каталогу Березина (Ч. 1. М., 1902. № 46) – большая редкость, указаны цены (по каталогам Шибанова): Шиб. № 73 - 100 руб., Шиб. № 13 - 75 руб., Шиб. № 94 - 150 руб., Шиб. № 105 - 200 руб.
Библиография: Гусева I, 83 (состав; зарегистрировано 344 экз. и 5 фрагментов); Немировский, 170 (указано 370 экз. и фрагментов); Укр. кн. I, 3; Зернова А.С. Начало книгопечатания в Москве и на Украине. М, 1947. С. 92–98.
На тит. л. всех известных экземпляров год издания – 1581. Выходные данные в послесловии (л. 78 посл. сч.) в двух вариантах: 12 июля 1580 и 7088 г., 12 августа 1581 и 7089 г. В меньшей части сохранившихся экземпляров на последнем листе текст отпечатан в виде треугольника с датой 12 июля 1580 г., ниже помещена типографская марка Ивана Федорова. В большей части, как и в представленном экземпляре – текст в два столбца, типографская марка, выходные сведения (на греческом и церковнославянском языках) с датой 12 августа 1581 г. и концовка. По мнению А.С.Зерновой, описавшей на основе анализа 45 экз. 29 вариантов набора Острожской Библии, издание было одно – 1581 г. После тит. л. помещено предисловие (в первой части параллельно на греческом и церковнославянском языках). За ним следует предисловие к читателю и стихи. Автор обоих предисловий и стихов – Герасим Данилович Смотрицкий. В конце книги – «Соборник 12-ти месяцам» и последование на греческом и церковнославянском языках.
Переиздания: фрагмент л. 133–180 3 го сч. [Вильна: Тип. Мамоничей, ок. 1595] (т. н. «Виленские листы»); Библия. Москва: Печатный двор, 12 дек. 1663; Библия. Москва: Старообрядческая книгопечатня, 1914.
В экземпляре дата 12.08.1581 г. Очень хорошая сохранность блока, близкая к отличной. Экземпляр полный. Профессиональная реставрация блока и листов (преимущественно – на полях, в местах утрат текст не был затронут). Незначительные загрязнения.
Переплет: доски в коже. Спеньки и две фигурные застежки «в зацеп» желтого металла. Поверх новой кожи на крышках и корешке наклеены сохранившиеся фрагменты со слепым тиснением от первоначального переплета (предположительно – XVII в.). На передней крышке просматривается овальный сюжетный средник (с почти полностью стершимся изображением) в прямоугольной рамке с вписанной в нее легендой (видны немногие буквы). На корешке басмы цветочного орнамента. Припереплетные листы (I, II) и обклейка крышек – бумага верже XVII в. (с филигранью типа «лилия»).
Записи (передаются по упрощенным нормам с сохранением языка оригинала). По нижним полям л. 4 нн. – 41 (2 сч.) скорописью XVII в.: «[Лета] 167-го [1658 г.] ноября в 22 день Нижнева Новагорода Симеоновскаго монастыря игумен Игнатий продал сию книгу Библею нижегородцу посадцкому человеку Ондрею Симеонову сыну Колоколникову а взял за нею денег 12». На л. 110–137 (2 сч.) скорописью XVII в. другими чернилами на нижнем поле: «а сию книгу подписал по ево игуменову веленью нижегородскои площади подьячеи Ивашка Уланов». На л. 138 (3 сч.) – 63 (посл. сч.) скорописью: «К сеи потписке я игумен Игнатеи руку приложил». На л. 71 об. (посл. сч.) скорописью XVII в.: «165-го году [1657 г.] февраля в 19 день сию книгу библею бывшеи Симеоновского монастыря игумен Варсонофеи продал в Нижнем Новегороде симеоновскому игумену Игнатию а подписал я бывшеи игумен Варсонофеи своею рукою». На л. 180 об. (2 сч.) скорописью XVII в.: «174-го году [1666 г.] маия в 20 день я Петрушка Емельянов сын сию книгу нижегородцу Игнатию Елисееву продал и денги взял и впред мне не вступатца а хто учнет вступатца и мне отвищат а потписал своею рукою». На л. 164 (1 сч.) на правом поле коричневыми чернилами фрагменты обрезанной записи западнорусской скорописью XVII в. На нижнем поле л. 250 скорописью XIX в.: «Приказ и завещение Федора Евдокимовича Зацепина мясн[и]ковскаго (?) 2 гилдии купца 3 маия 1866 года». На л. 85 (1 сч.) на левом поле скорописью цветным карандашом: «Преподобное Сергия (!)». На л. 7 и 8 об. нн. пробы пера («Господи помилуй», церковнославянский алфавит и пр.) разными чернилами и почерками (скоропись, полуустав) XVII-XVIII в.в., на кириллице и несколько – на латинице.
Записи на книге свидетельствуют о том, что, по крайней мере, трижды за десятилетие (1657-1666 гг.) экземпляр перепродавался и переходил из рук в руки в пределах Нижнего Новгорода. Очевидно, в записях на книге упоминается известный в прошлом нижегородский Симеоновский монастырь, находившийся в подгорной части Кремля, на участке между Зачатьевской башней и Ивановским съездом (основан в 1574 г.). Мужской Симеоновский монастырь был основан новгородцами. В документах XVII века монастырь описывался так: «В нижнем Новгороде под горою, подле большого мосту монастырь Симеоновский. А в нем церковь Симеона Столпника, да внизу под церковью служба св. Мученицы Екатерины; деревяна с папертью на подклетях, верх шатром. А в церкве образы и книги и ризы и церковные сосуды, и на колокольнице колокола и всякое церковное строение мирское. А на монастыре келья игуменская, да три кельи братских. Дана монастырю у святых ворот богадельня. А старицы с того монастыря кормятся в мире Христовым имянем». В пожаре 1715 года монастырь сгорел.
Острожская Библия – самое знаменитое восточнославянское кириллическое издание. Она стала первым опытом создания печатного текста Ветхого и Нового заветов на церковно-славянском языке. Своим выходом книга обязана первопечатнику Ивану Федорову (1510-1583) и князю Константину Острожскому (1526-1608), который стал инициатором издания.
В основу Библии Ивана Федорова лег полный свод библейского канона, подготовленный в конце XV в. (1499 г.) неистовым борцом с ересями новгородским архиепископом Геннадием (получивший название «Геннадиевской Библии»). По воле Ивана IV список Геннадиевской Библии был передан Ивану Федорову для издания.
Острожская Библия послужила печатным образцом для дальнейших изданий Библии на церковно-славянском языке. Для православного мира ее значение было чрезвычайно велико. Издание играло большую просветительскую роль, способствовало формированию религиозного самосознания, сопротивлению католической и протестантской пропаганде, шедшей из Речи Посполитой и Швеции. Каждый экземпляр книги был величайшей ценностью, хотя тираж Острожской Библии для своего времени был весьма велик, о чем говорит необыкновенно большое количество экземпляров, сохранившихся до наших дней. Только в библиографиях зафиксировано около 350 книг Острожской Библии.
Федоровское издание Библии было единственным, вышедшим до реформ патриарха Никона и раскола Русской Церкви в середине XVII в., и поэтому имело особую ценность и авторитет для старообрядцев.