Благовещенский собор. Фотография, наклеенная на паспарту. М., 1882. В раме. Очень хорошая сохранность. Представляет историческую и культурную ценность.
Автор: Шерер, Набгольц и К°
Год издания: 1882
Благовещенский собор. Фотография, наклеенная на паспарту. М., Шерер, Набгольц и К°, 1882. В раме. Размер снимка: 26 х 20,6 см. Размер в раме: 51 х 45 см. Очень хорошая сохранность. Представляет историческую и культурную ценность.
Благовещенский собор московского Кремля имеет сложную историю строительства и реконструкции и состоит из разновременных частей, древнейшая из которых относится к XIV в., а наиболее поздняя - к XIX в. Существует не подтвержденное источниками предание о строительстве деревянной церкви Благовещения в 1291 г. князем Андреем Александровичем, сыном Александра Невского. Упоминание о Благовещенском соборе появляется лишь под 1397 г. в связи с привозом в Москву из Византии иконы «Спас в ризице белой», поэтому исследователи относили строительство каменного здания собора к концу XIV века, датируя его 1390-ми гг. В настоящее время известно о трех хронологически последовательных периода в строительстве и реконструкции здания, предшествующего современному собору: первый, который они относят к концу XIII - началу XIV в., от которого сохранился нижний ряд кладки, второй - конца XIV-го века, от него сохранился подклет собора и третий период начала XV века. Основной объем современного нам собора, построенный в конце XV века, повторял план ранее существовавшего храма. Отличие нового храма от предыдущего заключалось в том, что он был окружен со всех сторон галереями-папертями. Первоначально собор венчали три главы - центральная и две над восточными углами храма. Во второй половине XVI века на сводах галерей были устроены четыре придела со своими главами и также добавлены еще две главы. Во время пожара 1547 года здание сильно пострадало, но в 60-70 годах XVI века было восстановлено и расширено. Стены собора расписали заново в 1547-1551 годах. Благовещенский собор изначально был предназначен прежде всего для семьи великого князя, а затем царя. Протопресвитер Благовещенского собора вплоть до XX столетия был духовником членов царской фамилии.
Восточная паперть собора была разобрана в XVIII в., а южная почти полностью утратила свой первоначальный облик. На южную паперть ведет украшенное резьбой крыльцо, построенное (согласно преданию) по приказу Ивана Грозного. Во время реставрации 1860-х годов архитектор Ф.Ф.Рихтер добавил к внешнему виду собора некоторые детали-украшения. На фотографии за Благовещенским собором просматривается часть Большого Кремлевского дворца.
Инициатором создания серий фотографий стал Николай Александрович Найденов (1834—1905) — известный московский предприниматель, банкир, краевед. Н.А.Найдёнов основал в 1860-x гг. на деньги П.М.Рябушинского, В.И.Якунчикова и свои собственные Московский Торговый банк, который возглавлял всю жизнь. В 1877—1905 гг. он был председателем Московского Биржевого комитета — делового и политического объединения московских финансистов. С 1866 г. Н.А.Найдёнов был гласным Московской городской думы. Он организовал Промышленную выставку в 1878 г.
Именно Н.А.Найденов в 1877 г. внес в городскую думу новое предложение о составлении фундаментального исторического описания Москвы и возглавил комиссию по его составлению. В 1881 г. Иван Егорович Забелин опубликовал обширный план работ по сохранению и изучению истории Москвы. На средства и при непосредственном участии Н.А.Найденова лучшая московская фирма «Шерер, Набгольц и К°», являющаяся поставщиком Императорского двора, произвела дорогостоящую фотосъемку исторических и архитектурных памятников Москвы. В первой половине 1880-х гг. были выпущены в свет пять томов издания «Москва. Соборы, монастыри и церкви» (М., 1882-1883), содержащие гравюры с фотографий всех московских храмов. Н.А.Найденов продолжил свое издание, расширив его тематику. Были выпущены альбомы с приложениями под общим названием «Москва. Виды некоторых городских местностей, храмов, примечательных зданий и других сооружений» (М., 1884). Помимо храмов здесь запечатлены гражданские сооружения (дворцы, музеи, городские ворота, торговые ряды, скульптурные памятники), а также панорамы Кремля, Китай-города, Замоскворечья. Издания фотографий и гравюр стали важнейшим событием в культурной жизни Москвы. Снимки, выполненные по воле Н.А.Найденова, стали базой московского краеведения, именно они формируют в наше время образ старой Москвы, исчезнувшей после 1917 г. В конце 1920-х – 1930-е гг. в Белом городе исчезли 4 монастыря и 26 храмов, в Земляном городе — 39 храмов, в Замоскворечье — 12 храмов.