Блок А. Соловьиный сад. Пб., 1918. Первое издание, прижизненное. В издательской обложке и в современном художественном футляре. Очень хорошая сохранность.
Автор: Блок А.
Год издания: 1918
Блок А. Соловьиный сад. Пб.: Алконост, 1918. 26, [6] с. 13,2 х 9,4 см. Первое издание, прижизненное. Обложка и книжные украшения по русским иллюстрированным изданиям начала XIX века. Марка издательства работы Ю.П.Анненкова. В издательской обложке и в современном художественном футляре. Очень хорошая сохранность.
Библиография: Розанов № 2275; Тарасенков с. 64., Турчинский с. 82.
«Соловьиный сад» 1918 г. - первая книга, опубликованная в издательстве «Алконост». Его идейным вдохновителем, организатором и единственным работником был Самуил Миронович Алянский, а редактором - Александр Блок. Название отсылало к еще одному издательству, в котором А.Блок принимал активное участие - петербургскому «Сирину», также тяготевшему к поэзии символистов. Птицы Алконост и Сирин в славянской мифологии являются и сестрами, и антагонистами. Если Сирин послан из подземного царства, то Алконост - райская птица, приносящая счастье, или, по другой версии, - птица светлой грусти. Более 2/3 всех книг, выпущенных «Алконостом», составили издания А.Блока. Здесь впервые была опубликована поэма «Двенадцать» с рисунками Ю.П.Анненкова, который исполнил также марку издательства. В числе публикуемых авторов была А.Ахматова, Вяч.Иванов, А.Ремизов и другие ключевые фигуры Серебряного века. В 1922 г. выпуск книг был перенесен в Германию, а в 1923 г. издательство прекратило свое существование.
Критика назвала «Соловьиный сад» одним из самых совершенных произведений А.Блока. Идеальное, райское понимание сада включает в себя и прямо противоположное, хотя и неотделимое от первого, начало - соблазн, искушение на пути человека. Древняя семантика, заключенная в образе соловьиного сада, придает поэме, использующей вечный, кочующий литературный сюжет, библейскую назидательность.
Из черновиков поэмы видно, что повествование в своем первоначальном варианте велось от третьего лица, но для придания большей глубины характеру героя А.Блок изменил это решение. Поэма была написана в 1915 г., но опубликована только через три года, одновременно с резко контрастирующей поэмой «Двенадцать», поэтому воспринималась как новое произведение.
Александр Александрович Блок (1880-1921) - один из центральных поэтов Серебряного века. Родился в Петербурге, рос и воспитывался в семье деда по матери, известного русского ботаника А.Н.Бекетова. Писал стихи с 5 лет; будучи подростком, вместе с братьями выпускал домашние журналы. На учебу в Санкт-Петербургском университете пришелся период становления А.Блока как художника, осознание им своего жизненного призвания. За 1901-1902 г.г. он написал более восьми десятков стихотворений, вдохновленный любовью к будущей супруге, дочери знаменитого химика, Л.Менделеевой. Весной 1902 г. он познакомился с Д.Мережковским и З.Гиппиус. В 1903 г. в журнале «Новый путь», который они издавали, А.Блок впервые стал публиковаться как поэт и критик. На формирование Блока-поэта, как и на все поколение «младших» символистов, к которому он принадлежал, большое влияние оказало учение Владимира Соловьева - поэта, религиозного мыслителя и философа конца XIX века, проповедовавшего идеи апокалиптического крушения мира и спасения его в результате Нового Пришествия.
После революции 1917 г. А.Блок принял решение остаться на родине. В январе 1918 г. был опубликован цикл его статей под названием «Россия и интеллигенция»; в том же году увидела свет знаменитая поэма «Двенадцать». А.Блок скончался в 1921 г. после тяжелой болезни.