Боголюбов Н.П., Боголюбов А.П. Волга от Твери до Астрахани. Спб., 1862. В современном цельнокожаном переплете с золотым и конгревным тиснением на крышках и корешке и в картонажном футляре. Тройной золотой обрез. Отличная сохранность. Экз. В.К.Истомина.
Автор: Боголюбов Н.П., Боголюбов А.П.
Год издания: 1862
[Боголюбов Н.П., Боголюбов А.П.]. Волга от Твери до Астрахани. С 10 литографиями, 31 политипажем и картою Волги. Издание Общества "Самолет". Спб., в типографии Гогенфельдена и Ко, 1862. [2], VIII, 415 c.; с илл. в тексте и 10 илл. на отдельных листах, 1 л. карта. 24 x 15,5 см. В современном библиофильском цельнокожаном переплете с золотым и конгревным тиснением на крышках и корешке. В современном картонажном футляре. Муаровые форзацы. Тройной золотой обрез. Титульный лист гравирован Е.Гогенфельденом по рисунку А.Шарлеманя. Отличная сохранность. На авантитуле дарственная надпись: «Глубокоуважаемому Владимиру Константиновичу Истомину на память, от Геннадия Романов<ича> Ратаев<а> (?). 12 июня <18>92 г. Тверь».
Библиография: Международная книга, 8-454, 11-110/111, 32-53, 38-61, 67-45.
Владимир Константинович Истомин (1848?-1914?) - писатель и издатель. Сын адмирала Константина Ивановича Истомина, племянник героя Севастопольской обороны контр-адмирала В.И.Истомина. Учился в Пажеском корпусе (1865), до 1868 г. служил в Преображенском полку. В 1868-1871 г.г. - чиновник по особым поручениям при атамане Войска Донского. В 1871-1872 г.г. - чиновник при Виленском генерал-губернаторе, затем содержал нотариальную контору в Новочеркасске. В периоды с 1878 до 1883 г. и с 1887 по 1904 г.г. был управляющим Канцелярией московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича. В 1891 г. занимал пост редактора «Правительственного вестника». С 1893 г. - гофмейстер. Пожизненный почетный член Сергиевского общества хоругвеносцев. Возможно, пребывание В.К.Истомина в Твери в июне 1892 г. было связано с инспекцией войск и учреждений Петербургского военного округа, в котором принимал участие и великий князь Владимир Александрович со своей свитой. Из Твери высокопоставленные гости продолжили путь по Волге до Углича.
Появление путеводителя по Волжскому речному пути имеет интересную предысторию. С инициативой создания такого путеводителя в 1861 г. от лица правления Волжского пароходного общества «Самолет» выступил директор В.А.Глазенап. Увеличивающееся с каждым годом число путешествующих по Волге побудило членов правления Общества издать книгу, которая должна была предоставить путешественникам максимально полную и достоверную информацию о Поволжском регионе.
Авторами путеводителя стали братья Алексей Петрович (1824-1896) и Николай Петрович (1821-1898) Боголюбовы, для подготовки книги они совершили путешествие по Волге. Николай Петрович Боголюбов позже получил известность как автор более 10 книг об отечественном судостроении и русских моряках. Для путеводителя он написал литературно-описательный раздел: «частию по известным источникам, а частию на основании собственных наблюдений». Алексей Петрович Боголюбов, ставший прославленным художником-маринистом и пейзажистом, выполнил для издания серию иллюстраций. Он поместил в книге около 40 литографий и политипажей. Впоследствии некоторые из иллюстраций легли в основу больших полотен художника.
Настоящий путеводитель по Волге стал первым в своем роде. Каждая глава книги посвящена описанию одной из губерний, через которые проходил Волжский водный путь. В нем рассказывается о многих больших и малых городах Золотого кольца – в их числе Ярославль, Кострома, Углич, Плес, Юрьевец-Поволжский. Описаны населенные пункты, исторические и природные достопримечательности Тверской, Ярославской, Костромской, Нижегородской, Казанской, Симбирской, Самарской, Саратовской и Астраханской губерний. Речь идет как о крупных городах, губернских и уездных центрах, так о и менее заметных, таких, как Молога, Васильсурск, Свияжск и др. Дается физико-географическая характеристика бассейна Волги – описываются протяженность реки, средняя глубина и ширина, особенности русла на разных участках. Говорится о типах грузового и пассажирского речного транспорта, который курсировал по Волге в 1860-х г.г.
Для каждого города, который расположен вдоль Волжского речного пути, приводятся общие сведения о его истории, географическом положении, главные вехи истории той губернии, в которую он входит, начиная со времен удельных княжеств (Угличского, Ростовского и др.). Говорится о достопримечательностях, расположенных как в самом городе, так и в его окрестностях. Среди них упомянуто большое число храмов и монастырей, с древности возводившихся в историческом центре русского государства. Путешественники могли найти в книге все необходимые и актуальные сведения: стоимость проживания в гостиницах, описание торговых заведений и др. Отражено хозяйственное, экономическое состояние поволжских городов незадолго до начала Великих реформ – рассказывается о фабрично-заводском производстве, численности населения, деятельности благотворительных, просветительских организаций, медицинских учреждений, характерных видах промыслов – например, рыбной ловле на Каспии. Некоторые из описанных в путеводителе местностей претерпели впоследствии большие изменения. Троицкий Калязин монастырь, одна из «жемчужин» на Волжском пути, как и большая часть старого Калязина, ушел под воду при строительстве Угличской ГЭС и создании водохранилища. Чрезвычайно интересна глава о легендарной Макарьевской ярмарке, в которой изложена ее история, подробно описаны ярмарочные традиции, современная торговая жизнь ярмарки с данными о ее оборотах. По воспоминаниям А.П.Боголюбова, путешествие, предпринятое для подготовки путеводителя, было «интересное, а тем более для меня, который и моряком и художником столько прожил за границей, не имея понятия о своем отечестве».
Алексей и Николай Боголюбовы являлись внуками А.Н.Радищева, автора «Путешествия из Петербурга в Москву». Они окончили Морской кадетский корпус, получили звание мичманов. Николай Петрович посвятил жизнь изучению истории русского флота: собирал сведения о моряках, легендарных кораблях и морских баталиях. Его брат много учился и работал за границей как живописец, его имя в России было широко известно, в том числе в царской семье.
К 1860 г. Общество «Самолет» увеличило свой флот до 21 пассажирского парохода, благодаря чему оно распространило движение своих судов по всей Волге (Общество «Самолет» было основано в начале 1850-х г.г., его устав был Высочайше утвержден 30 октября 1853 г.). Грузовое пароходное движение к началу 1860-х г.г. действовало уже по всему Волжскому бассейну, но пассажирское сообщение существовало только по самой Волге - от Твери до Астрахани, где ходили пароходы Общества. Этим обусловлено, что в настоящем путеводителе охвачено пространство именно от Твери до Астрахани. Общество «Самолет» в 1860-х г.г. было одним из наиболее преуспевавших пароходных обществ.