Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Богоявленский С.К. Московский театр при царях Алексее и Петре. [М., 1914]. В современном полукожаном переплете. Очень хорошая сохранность.

Автор: Богоявленский С.К.
Год издания: 1914


Богоявленский С.К. Московский театр при царях Алексее и Петре. [М., О-во истории и древностей российских при Московском университете, 1914]. XXI, 190, [2] с. 25,1 х 16,7 см. В современном полукожаном переплете. Очень хорошая сохранность.


Составитель настоящего издания, Сергей Константинович Богоявленский (1871-1947) - историк, источниковед, археограф, ученик В.О.Ключевского. Ему принадлежит открытие Судебника Федора Иоанновича 1589 г. Являлся соучредителем общества "Старая Москва" при Императорском Московском археологическом обществе. Там С.К.Богоявленский начал свою деятельность по изучению московского театра. Первые наброски о появлении театра в России были сделаны Н.С.Тихонравовым, издавшим несколько статей о придворном театре. Принимая во внимание отрывочность и неполноту сведений, представленных Тихонравовым, а также некоторые допущенные им ошибки, Богоявленский проделал большую источниковедческую работу, собрав документы о придворных театрах Алексея Михайловича и Петра Великого.

На основе исторических свидетельств в книге прослеживается развитие повседневной жизни театра в Москве, трудности, связанные со сбором труппы, изготовлением платья для представлений. По приводимым цифрам (суммам жалованья, расходам на постройку сцены, и т.д.) можно составить представление о том, как много монарх готов был потратить для того, чтобы приобщиться к европейскому развлечению и как скоро остывал к такому занятию. Документы дают представление о шатком положении актера, не имевшем возможности отлучиться без Высочайшего изволения, и при том часто находившегося без средств к существованию из-за неуплаты обещанного жалованья.

Документы о театре Алексея Михайловича охватывают период с 1672 по 1676 г.г. и наглядно демонстрируют, что в начале этого периода темы пьес затрагивали библейские сюжеты, а постановка была поручена пастору Немецкой слободы Иоганну Готфриду Грегори. Первым в 1672 г. было показано «Артаксерксово действо» на сюжет библейской книги Есфири. Через год состоялась премьера пьесы «Товий», созданной также на ветхозаветной основе. Еще через год, в 1674 г., царь смотрел «Иудифь», а затем и первый в русской истории балет «Орфей», называемый тогда «французскими плясками». В начале 1675 г. театр показывал «Темир-Аксаково действо», поставленное после смерти пастора Грегори Юрием Гибнером. На ноябрь 1675 г. приходятся еще три премьеры: «Егориева комедия», «Жалобная комедия об Адаме и Еве», «Малая прохладная комедия об Иосифе». Наконец, в январе 1676 г., за считанные дни до смерти, Алексей Михайлович смотрел «Комедию о Бахусе с Венусом» и «Комедию о Давыде и Галиаде». Уже из этого перечня видно, что череду ветхозаветных сюжетов прерывают пьеса и балет на античные темы. С.К.Богоявленскому удалось найти документы о затратах на строительство театральной площадки и пошиве костюмов, приводятся документы о том, как в конечном итоге выглядели костюмы для "Орфея" и других постановок.

Дальнейшие документы об истории театра касаются 1699 г. - это жалоба датского посланника Пауля Генца, касающаяся убийства польского служителя. Иван Антонов, прельстившись кукольным театром Иоганна Куншта, с которым датчане ходили по Москве, договорился о покупке 30 кукол, но был обманут продавцом и за назначенную цену получил только 6 штук. Встретив своего обидчика, затеял ссору, о которой докладывал посланник.

Следующие документы, приводимые в сборнике, датируются началом XVIII в. С 1701 г. в Славяно-греко-латинской академии существовал школьный театр, где показывали представления, рассказывающие в аллегорической форме о преобразовательной деятельности Петра I и победах русской армии. В 1702 г. было построено театральное здание «Комедийная храмина» на Красной площади, здесь выступала немецкая труппа под руководством И.Куншта, для широкой публики ставились переводы пьес Мольера, П.Кальдерона и других драматургов. Документы этого периода касаются жалованья музыкантам и сторожам театра, назначении караула для охраны театра, донесение об опасности курения табака в театре. Постановки прекратились в 1706 г., когда интерес к комедиям стал угасать и жалованье труппе поступало с большими задержками. В заключении издание содержит текст комедии "О Франталпее, короле Эпирском и Мирандоне, сыне его и о прочих", и отрывок из комедии "О крепости Грубитоне".