Богров Г. Записки еврея. В двух частях. Спб., 1874. Единственное отдельное прижизненное издание, вышедшее ограниченным тиражом, часть которого была уничтожена. В современном полукожаном переплете. Тройной золотой обрез. Отличная сохранность. Редкость.
Автор: Богров Г.
Год издания: 1874
Богров Г. Записки еврея. В двух частях. Спб., типография В.Тушнова, 1874. [2], 594 с. 23,6 х 14,7 см. Единственное отдельное прижизненное издание, вышедшее ограниченным тиражом, часть которого была уничтожена. Книга имела большой общественно-политический резонанс и вызвала гнев членов хасидских общин. В современном полукожаном переплете. Тройной золотой обрез. Отличная сохранность. Редкость.
Григорий Исаакович Богров (Герш Исаакович Бехарав, 1825-1885) - известный еврейский писатель-маскил, был первым литератором-иудеем, сочинявшим только на русском языке, хотя его родными языками были идиш и иврит. В конце жизни принял православие, чтобы иметь возможность жить за чертой оседлости. Творчество Г.Богрова оказало большое влияние на евреев-современников. Некоторые герои Шолом-Алейхема, например, признаются, что знают его книгу «Записки еврея» наизусть. В хасидской среде к этому произведению Г.Богрова вполне обоснованно было и остается часто непримиримое отношение. Особенную полемику его ассимиляторские взгляды вызывали у национально мысливших еврейских идеологов и писателей ХХ века, так, литературовед Шимон Маркиш резко критиковал Г.Богрова именно за это.
Г.И.Богров родился в семье раввина и получил традиционное талмудическое образование в хедере и йешиве. Но судьба его отца была полна горя и невзгод, что сказалось на образе мыслей сына. Исаак Бехарав был меламедом в йешиве и слыл в своем городе еще в ранней юности лучшим знатоком Торы и Талмуда. Но он сбился с пути, начал изучать запрещенные у хасидов тексты Моше Маймонида, увлекся математикой и астрономией. За это Исаак был жестоко наказан членами собственной общины, заподозрившими его в ереси. Собственный тесть, известный раввин, при стечении единоверцев развел его с женой. Исаака не просто выгнали, а продали в рекруты, что было трагедией для любого еврея в Николаевскую эпоху, если не телесной, то, во всяком случае, духовной. Человек не мог соблюдать иудейские законы и терял надежду на спасение. Чудом отец Г.Богрова все-таки не попал в армию, ибо был слишком хил и болезнен, а кроме прочего, имел надежного заступника. Но отношения с общиной были навсегда испорчены.
Сын его Григорий порвал с традиционной жизнью и успешно адаптировался в русском обществе. Он много времени посвящал самообразованию, занимался гражданскими науками. Значительную часть жизни он служил по откупам, работал в банке и других коммерческих организациях, что дало ему богатый запас наблюдений. Примерно в 40 лет профессионально занялся писательством. В своих произведениях Г.Богров выступал за выход евреев «из гетто», за добровольную ассимиляцию и активное проникновение в русскую среду, за отказ от тех религиозных традиций, которые казались автору в пореформенное время пережитками Средневековья, ради восприятия плодов светской культуры и овладения полезной профессией.
Однако писатель Г.Богров не смог преодолеть конфликта культур. Это имело прямое и трагическое отношение к его семье. Убийца председателя Совета министров Петра Столыпина анархист и тайный осведомитель охранки Дмитрий Богров приходился Григорию Исааковичу внуком. В своей прощальной записке родителям, написанной 1 сентября 1911 г., в день убийства, Д.Богров признается: «… я все равно бы кончил тем, чем сейчас кончаю».
«Записки еврея» Григория Богрова - самое известное и одновременно самое скандальное его художественное и публицистическое произведение. Эта автобиографическая книга была издана впервые Н.А.Некрасовым в журнале «Отечественные записки» в номерах за 1871-1873 г.г. и имела большой общественный резонанс. Произведение вызывало болезненную реакцию у евреев-ортодоксов, сохранявших верность традициям и религии предков, поскольку автор вынес на всеобщее обозрение весьма неприятные и теневые стороны жизни еврейских общин, раскрыв суть семейного конфликта с общиной.
Книга весьма ценна тем, что наполнена колоритными сюжетами повседневной жизни хасидских местечек Николаевской эпохи, юридическими казусами, объяснявшими сложившиеся гротескные реалии отношений хасидов с внешним миром и внутри своего замкнутого общества, психологическими и этнографическими деталями, необыкновенно точными наблюдениями за внешним бытом и внутренним миром героев. Она стала своеобразным окном в закрытый традиционный еврейский мир для русскоязычных читателей больших городов, не знавших о нем ровным счетом ничего.