|
Бороздин Н. Завоевание воздушной стихии: Популярный очерк современнаго воздухоплавания и его применения к целям войны. Издание 1-е. Варшава, Арт. Тип. К.Копытовскаго, 1909. 165 с., с илл. 24,8 х 16,3 см. Книга впоследствии не переиздавалась. Одна из первых русских книг, посвященных истории воздухоплавания и авиации. В современном полукожаном переплете. Очень хорошая сохранность.
Николай Александрович Бороздин (1879 - после 1917) - полковник Генерального штаба, преподаватель военных наук в Павловском военном училище (с 1909 г.). Окончил Николаевскую академию Генерального штаба. Участвовал в русско-японской войне 1904-1905 г.г., во время которой был обер-офицером для особых поручений при штабе Гвардейского корпуса.
В своей книге Н.А.Бороздин кратко рассматривает попытки покорения неба, имевшие место до XIX века в Европе и России. Он представляет принципы, на которых основана возможность полета тел, чья масса больше массы воздуха, и условия управляемости летательных аппаратов в воздухе. Рассказывается об испытаниях и практическом использовании аэростатов и дирижаблей в разных странах Европы.
В конце XIX века началась эра создания аппаратов, которые были тяжелее воздуха: орнитоптеров, геликоптеров и аэропланов. Н.А.Бороздин рассматривает основные модели первых летательных аппаратов, рассказывает об их устройстве, истории изобретения и о судьбах создателей этих чудо-машин. Первым таким аппаратам изобретатели старались придать форму птицы. Так, в 1891 г. инженер Адер построил орнитоптер, снабдив его двумя паровыми двигателями. Машина смогла подняться в воздух и пролететь несколько десятков метров. Прорыв же в авиации в начале ХХ века совершили братья Райт, построив модель аэроплана, которая уже достаточно уверенно летала и на ней можно было выполнить даже некоторые трюки высшего пилотажа.
В книге представлены различные модели монопланов и бипланов. Особое внимание автор уделяет становлению авиации в России. Так, в 1869 г. под руководством генерал-адъютанта Э.И.Тотлебена была образована комиссия для обсуждения вопросов о применении аэростатов в военных целях. Первые испытания аэростатов и дирижаблей проходили под руководством начальника Учебного воздухоплавательного парка, изобретателя и аэронавта А.М.Кованько.
Эра аэропланов в России на момент издания книги еще не началась. Автор сообщает лишь о намерении приобрести несколько образцов аэропланов за границей. Рассказывает он также и об изобретении инженером В.В.Татариновым аэромобиля. Н.А.Бороздин дает прогнозы развития аэронавтики, обсуждает сильные и слабые стороны имевшихся на тот момент летательных аппаратов. Представлено развитие воздушных флотов в крупнейших странах, организация аэроклубов и выставок в Европе и Америке.