Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Борьян Б.А. Армения: Международная дипломатия и СССР. 2 части. М.-Л., 1928-1929. В двух издательских переплетах. Очень хорошая сохранность.

Автор: Борьян Б.А.
Год издания: 1928


Борьян Б.А. Армения: Международная дипломатия и СССР. 2 части. М.-Л.: Государственное издательство, 1928-1929. 22,6 х 15,1 см. Тираж 2000 экз. Книга впоследствии не переиздавалась. В двух издательских переплетах с золотым тиснением на корешках и передних крышках. Очень хорошая сохранность.

Часть I. (1928). 448 с.
Часть II. (1929). 434, [4] с.


Баграт Артемьевич Борьян (1882-1938) - революционер-большевик, советский государственный и партийный деятель, автор ряда научных работ, в том числе по истории Армении. Член РСДРП с 1903 г., происходил из крестьян, участвовал в Первой русской революции 1905-1907 г.г. в Баку. В годы Первой мировой войны 1914-1918 г.г. вел агитационную работу среди солдат Кавказского фронта, за что подвергался репрессиям. После Февральской революции 1917 г. член Петербургского комитета РСДРП(б). В 1917-1918 г.г. командир Красной Гвардии Сабунчи-Балаханского района в Закавказье, активно участвовал в установлении Советской власти на Кавказе. В 1920-е - 1930-е г.г. - на ответственной партийной и государственной работе в Наркомземе, Российском отделении Армянторга, член правления Госбанка СССР, член коллегии Наркомфина, член ВЦИК. Расстрелян в 1938 г. по обвинению в армянском национализме. Старший брат революционера Арменака Борьяна, одного из 26 бакинских комиссаров, казненных 20 сентября 1918 г.

Двухтомный труд Б.А.Борьяна «Армения: Международная дипломатия и СССР» представляет собой яркий пример идеологического труда, нацеленного на формирование у русскоязычных армян положительного восприятия советской власти и факта вхождения Армении в СССР на правах республики. Основная цель автора - переориентировать симпатии значительного числа армян с националистической партии Дашнакцутюн на интернационалистическую идеологию ВКП(б), показав, что деятельность компартии направлена на достижение национальных интересов армянского народа, поскольку они те же, что у интернационального пролетариата. Но при этом национальные интересы армян для автора играют первостепенную роль. Он утверждает, что освобождение армян «... возможно только при победе пролетариата и при диктатуре его против угнетателей».

Автор смотрит на историю армянского народа с позиций диалектического материализма. Он рассматривает классовую борьбу как одну из центральных движущих сил истории. Но, кроме того, центральной идеей его построений является борьба армянского народа за независимость и собственную государственность. История армянского народа рассмотрена в широком контексте политических отношений государств, разделивших между собой территории Армении, и в контексте колониальной политики капиталистических держав Европы, боровшихся за новые рынки для своей промышленности.

Наиболее подробно освещена история армянского вопроса в XIX - первой четверти ХХ в.в. и попытки его международного решения. Автор раскрывает пагубную роль европейской дипломатии, а также корыстную колониальную политику царской России в Армянском вопросе, начиная с Берлинского конгресса (1878) и до Лозаннской конференции (1922-1923), что имело губительные последствия для Армении и армянского народа. В труде широко освещены армяно-советские и советско-турецкие отношения в начале 1920-х г.г. Московский и Карсский договоры (1921, 1922) охарактеризованы как «наихудшие» для Армении и как следствие неверной политики Советской России, считавшей в то время кемалистскую Турцию «революционным фактором».

Автор взвешенно и вполне терпимо критикует своих политических оппонентов из буржуазно-националистического лагеря; обличая и опровергая их взгляды, он, тем не менее, приводит их. Он активно ссылается на историческую и публицистическую литературу, посвященную истории армянского народа, вышедшую до Октябрьской революции, имевшую либеральную и национальную направленность.

Хотя классовый подход и диалектический материализм - важные составляющие марксовской исторической концепции, во введении, в котором автор формулирует свое видение истории армянского народа, ни одной ссылки на труды К.Маркса, Ф.Энгельса или В.И.Ленина нет. Эти ссылки есть в основном тексте, но их немного, и в повествовании отсутствует жесткий идеологический диктат, утвердившийся впоследствии. Автор стремился полно представить факты армянской истории, почерпнутые из различных исторических источников и исследований ученых прошлого. В книге использованы марксистские социологические схемы, но они умело подгоняются под актуальную для армян идею национально-освободительной борьбы.

Интересно, что книга вышла без какого-либо предисловия партийных историков или редакторов, без указания имен редакторов, корректоров и прочих должностных лиц, несших ответственность за издание. Кроме того, малый тираж книги косвенно указывает на то, что взгляды автора уже тогда рассматривались партийной верхушкой как далеко не полностью соответствующие генеральной линии партии. Все эти идеологические особенности издания могли привести во второй половине 1930-х г.г. к одному: обвинению автора в армянском национализме и мелкобуржуазной контрреволюции, дополнительным аргументом к которой служило крестьянское происхождение автора. Вероятно, книга попала под запрет и значительное число экземпляров изымалась из государственных и личных библиотек.