Броненосная батарея «Не тронь меня». Рисовал В.Игнациус. [Спб., 1892]. Хромолитография в раме и паспарту. Отличная сохранность.
Автор: Игнациус В.
Год издания: 1892
Броненосная батарея «Не тронь меня». Рисовал В.Игнациус. [Спб., хромо-литография Штадлер и Паттинот, 1892]. Хромолитография в раме и паспарту. На обороте листа приведены технические и боевые характеристики корабля. Размеры оттиска: 17,1 х 24,3 см. Размеры в раме: 40,6 х 48,2 см. Отличная сохранность.
Литография из альбома «Русский флот», изданного великим князем Александром Михайловичем (Спб., 1892). Корабли рисовал с натуры лейтенант В.Игнациус, литографии изготовила фирма «Штадлер и Паттинот». Тираж альбома составил 2000 экземпляров. Издание имело посвящение императору Александру III. В альбом вошло 56 листов хромолитографий с изображениями военных судов, созданных на русских заводах из российских материалов силами российских инженеров и рабочих в период правления Александра III. Из них было 14 броненосцев, два броненосных крейсера, три полуброненосных фрегата, три корвета, два крейсера, три броненосных канонерских лодки и др. Считалось, что эти корабли не уступали европейским военным судам тех же классов. Новые суда должны были свидетельствовать о росте мощи отечественного флота и его модернизации. С этим морским арсеналом Россия вступила в 1904 г. в Русско-японскую войну.
Броненосная батарея «Не тронь меня» была построена в 1864 г. и стала одним из трех судов этого типа, введенных в эксплуатацию в начале Великих реформ Александра II. Это были первые броненосные корабли русского флота. Судно заложил в Петербурге на верфи Галерного островка английский кораблестроитель Ч.Митчелл. Оно создавалось силами русских рабочих под наблюдением инженера Соболева. Корпус батареи был разделен на семь отсеков водонепроницаемыми переборками, доходившими до палубы. Броню и железо для корпуса батареи делали в Англии. На судне установили паровую машину, изготовленную в 1858 г. английским заводом Хамфрейса, и четыре котла, «бывшие в употреблении» на винтовом корабле «Константин». В строй судно вступило в 1865 году.
Технические характеристики: водоизмещение 3500 т; мощность паровой машины 1200 л. с.; скорость хода 8 узла; длина 69,4 м, ширина 16,1 м, осадка 4,9 м. Вооружение: 12 орудий 203-мм, два - 152-мм и два - 63-мм десантных орудия. Экипаж 394 человека. Толщина бронированного пояса 102-114 мм, по ватерлинии - 140 мм.
С 1892 года корабль выполнял функции броненосца береговой обороны. Исключен из списков флота осенью 1905 года. Броненосные батареи являлись прообразом броненосцев береговой обороны. Они предназначались "для преграждения доступа к Кронштадту неприятельского флота в случае попытки его прорвать между фортами в узком пространстве большого рейда". Главным недостатком броненосных батарей была их тяжелая управляемость и неприспособленность к маневрам. Нередко флотские маневры заканчивались тем, что одна из броненосных батарей таранила и топила свой же корабль.
Василий Васильевич Игнациус (1854-1905) - русский морской офицер, капитан 1-го ранга, герой Цусимского сражения, известный художник-маринист. Окончил Морской корпус. Сделал успешную военную карьеру. В 1888-1889 г.г. в течение года обучался в Париже живописи у профессора А.П.Боголюбова. По возвращении из Франции продолжил занятия живописью в Императорской Академии Художеств, после чего стал штатным военно-морским художником. В 1890-е г.г. командовал различными военными судами на Балтийском море и в составе Тихоокеанской эскадры. С 1 апреля 1901 г. состоял в чине капитана 1-го ранга, с того же года командовал 8-м флотским экипажем и эскадренным броненосцем «Князь Суворов». Погиб во время Цусимского сражения 14 мая 1905 г.