Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Царь Иоанн Грозный. Его царствование, его деяния, его жизнь, современники и деятели в портретах, гравюрах, живописи, скульптуре, памятниках зодчества и пр. и пр. Спб. – М., 1904. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.

Автор: Без автора.
Год издания: 1904


Царь Иоанн Грозный. Его царствование, его деяния, его жизнь, современники и деятели в портретах, гравюрах, живописи, скульптуре, памятниках зодчества и пр. и пр. под ред. Н.Головина и Л.М.Вольфа. Спб. – М.: Издание Поставщиков Е.И.В. Товарищества М.О.Вольф, 1904. [4], 67 с. с илл., портр., факс. 34 x 15,8 см. В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке. Отличная сохранность.


Юбилейное издание, вышедшее к 320-летию со дня смерти царя Ивана Грозного. Его идея весьма интересна и оригинальна. В нем были специально собраны все известные и выдающиеся произведения искусства, относящиеся к личности Ивана Грозного и его эпохе: виды Москвы, храмов и дворцов, точные копии наиболее важных письменных источников и многое другое. Здесь представлены иконографические материалы, так или иначе отражающие образы того времени. Особенно ценны гравюры западноевропейских мастеров XVI в. (как наиболее точно отражающие эпоху и ее действительность) с портретами самого царя и его отца, сюжетными сценами из русской жизни, картографическими материалами.

Как сказано в предисловии к книге, кровавая и эффектная фигура Ивана Грозного выделяется своей величавой преступностью. В то же время его царство являлось блестящим, а достижения, которые пытались умалить враги Грозного (такие, как князь Курбский), великими, стоит вспомнить только присоединение Казани и Астраханского ханства, покорение Сибири, укрепление центральной власти, создание судебника и проведение ряда реформ.

Автор предисловия ставит многие вопросы, на которые почти невозможно дать однозначных ответов. Однако попытки дать эти ответы предпринимаются. Например, странное душевное состояние Грозного, его болезненность могут объясняться плохой наследственностью, вырождением династии, нелюбовью близких, междоусобными противостояниями высшей знати и еще целым рядом других факторов.

Изобразительный ряд в книге открывается знаменитой скульптурой М.М.Антокольского, запечатлевшей царя Ивана Васильевича. Авторы-составители книги не ограничились галереей только русских образов и видов XVI столетия. Здесь помещены многие портреты великих исторических деятелей – современников Иоанна IV, среди которых есть, например, Стефан Баторий и король Сигизмунд-Август. Представлены виды памятных мест, из которых можно упомянуть Изборск и Копорье, бывшие местами ожесточенных сражений в ходе Ливонской войны. Эта эпоха действительно стала одной из ключевых уже хотя бы потому, что тогда началось русское книгопечатание. Образцы первопечатных изданий также воспроизведены на страницах книги, как и некоторые снимки с подлинных документов XVI века. Для дополнения общего впечатления в книге приведены репродукции произведений крупных русских художников XIX века, посвященные эпохе И.Грозного.

Один из экземпляров настоящего издания вскоре по выходе был прочитан юной Мариной Цветаевой. В своем письме (от 8 января 1906 года), к подарившей ей эту книгу А.А.Илловайской, жене известного историка, будущая поэтесса так пишет о книге: “Сердечно благодарим Вас за Ваш чудный подарок. Какая это прекрасная книга, как дивно сделаны рисунки! Ваша чудная книга доставила нам огромное удовольствие. Я как раз учу историю и “Царь Иоанн Грозный” пришелся мне как нельзя более кстати”.

Библиография: Международная книга, 60-1642.