Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Царьград. Под редакцией Ив. Лазаревскаго. М., 1915. В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке. Очень хорошая сохранность.

Автор: Под ред. Ив. Лазаревского
Год издания: 1915


Царьград. Под редакцией Ив. Лазаревскаго. В издании приняли участие: проф. А.Е.Крымский, П.П.Гнедич, проф. А.Л.Погодин, член Императорской Академии Художеств Ф.Г.Беренштам, Н.В.Васильев, К.О.Медведев и др. М., издание Д.Я.Маковскаго, 1915. [2], 79 с.; с илл. в тексте и 2 илл. на отдельных листах. 30,5 x 31,5 см. В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке. Очень хорошая сохранность. Нет двух листов иллюстраций, включенных в общую пагинации (с. 15-16, 31-32).


Настоящий сборник содержит весьма интересный и богатый материал об удивительном городе, жизнь которого, по словам автора предисловия, «протекала горячо и полно в течение веков». Огромное значение византийский фактор сыграл для российской истории, особенно на ранних ее этапах. Русь многое переняла и усвоила из византийского наследия – веру, искусство и, отчасти, политическую систему. Авторы настоящего сборника, историки и искусствоведы, обратились к теме Царьграда (Константинополя) и византийского искусства, бурно развивавшегося именно при дворе императоров. Они осветили периоды истории города с разных сторон, уделив основное внимание существованию Царьграда после османского завоевания.

Константинополь тесным образом связан с «русской идеей», выраженной, в том числе, формулой «Москва – третий Рим», и обозначившей переход от Царьграда к Москве к роли крупнейшего политического центра православия. С XIX в. Россия неоднократно помышляла об освобождении Константинополя от турок и о присоединении его к своим владениям. В начале Первой мировой войны эта идея вновь становится актуальной, и тема освобождения Царьграда превращается в перспективный военно-политический лозунг. Настоящее издание является характерным примером пропаганды такой политики.

В очерке проф. А.Е.Крымского повествуется о происхождении и расселении тюркских народов, постепенном завоевании ими огромных пространств от Алтайских гор и границ с Китаем до Балканского полуострова: покорении Персии, Византии, столкновении с державой монголов. Автор статьи прослеживает основные вехи и закономерности развития истории Османской империи вплоть до начала XX века. В статье А.Л.Погодина анализируется состояние Турции к началу XX века и ее неминуемое приближение к политическому краху.

Очерк И.Лазаревского рассказывает об искусстве Византии. С более узкой темой связана статья П.П.Гнедича, в которой он рассматривает саркофаги Стамбульского музея. Собственно Царьграду, его образу в русской поэзии, посвящена статья К.О.Медведева. Не забыта тема падения Царьграда – осада города и его взятие подробно описываются в очерке Н.В.Васильева. В одной из статей обосновывается справедливость исторических прав России на Константинополь как наследие павшей Византии. Одним из основных аргументов для политических притязаний является то, что последняя наследница византийского престола Софья Палеолог стала женой великого князя Ивана III и власть византийских императоров автоматически перешла к России.

Сборник проиллюстрирован великолепными цветными репродукциями с уникальных произведений искусства Византии и Османской империи. Здесь представлены снимки с древних арабских и греческих рукописей? средневековых миниатюр, фотографии видов Константинополя и повседневной жизни турецкого Стамбула, памятников искусства и архитектуры. Страницы сборника украшены оригинальными заставками, выполненными по рисункам А.Ложкина.

Библиография: Международная книга 54-959, 72-1060.