Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Церковь во имя святителя Иннокентия Иркутского Успенского монастыря г. Бахчисарая. [Крым]. Бахчисарай, фотография Г.И.Бойко, конец XIX - начало ХХ века. Фотография, наклеенная на паспарту. Очень хорошая сохранность. Очень хорошая сохранность.

Автор: Бойко Г.И.
Год издания: 1900


Церковь во имя святителя Иннокентия Иркутского Успенского монастыря г. Бахчисарая. [Крым]. Бахчисарай, фотография Г.И.Бойко, конец XIX - начало ХХ века. Фотография, наклеенная на паспарту. Размер в паспарту: 24,9 х 33,5 см. Размер снимка: 16,5 х 22,7 см. Очень хорошая сохранность. В правом нижнем углу снимка тисненое клише фотографа Г.И.Бойко, на обороте - его штамп.


Бахчисарай – город в предгорном районе Крыма, был основан ханом Менгли-Гиреем в начале XVI века. Название его означает "цветущий сад". После Кырк-Ора (Чуфут-Кале) он стал столицей Крымского ханства. В средние века был крупным торговым и ремесленническим центром Крыма. Главное, что привлекает в Бахчисарае - памятники истории и культуры, которыми он так богат. Одна из главных достопримечательностей города - средневековый Успенский монастырь.

Точно определить время основания Успенского монастыря сегодня не берется никто. В ученом мире существуют 2 версии. Согласно первой, монастырь основали греческие монахи-иконопочитатели, в VIII-IX веках бежавшие из Византии. Ущелье, чем-то похожее на древний Афон, напомнило им родные края, поразило своей красотой, к тому же здесь находился источник пресной воды. Первые монахи, поселившиеся здесь, выдолбили в стене храм и пещеры-кельи - свои новые жилища. Расположение монастыря оказалось интересным и выгодным: он существовал как бы на границе двух миров – христианского и языческого.

Сторонники второй версии относят основание Успенского монастыря к XV веку. Возможно, ранее монастырь находился в пещерах у южных ворот крепости Кырк-Ор (Чуфут-Кале). Но после захвата крепости турками в 1475 году он был перенесен на новое место.

Во время турецкого вторжения в Крым в 1475 году Успенский монастырь избежал разгрома. Вскоре вблизи монастыря утвердилась новая столица Крымского ханства – Бахчисарай. Такое соседство позволяло послам, прибывавшим к хану из православных государств, молиться среди единоверцев. Недаром в конце XV века монастырь становится резиденцией митрополита. Главная заслуга Успенского монастыря заключается в том, что в трудное для христиан время он стал центром религиозной жизни, поддерживал их дух и защищал святую веру.

Просуществовал он до 1778 г., когда из Крыма в Приазовье русским правительством была переселена основная масса христианского населения и монастырь опустел. С 1850 г. началось постепенное возрождение крымских христианских монастырей; после реставрации был открыт и православный Успенский скит. Во время Крымской войны в нем располагался госпиталь, на старинном монастырском кладбище есть захоронения умерших здесь участников Севастопольской обороны. Успенский Бахчисарайский скит понемногу отстраивался, и к началу XX в. представлял собой уже значительный комплекс, состоявший из пяти церквей, часовен и многих монастырских зданий. Однако в 1921 г. монастырь большевиками был закрыт, на его территории была создана трудовая колония имени Артема. Почти все постройки и храмы разрушили, сохранился лишь Успенский храм, дом настоятеля и каменные здания в долине. В годы Великой Отечественной войны заброшенный монастырь вновь дал приют раненым в боях воинам. Весной 1944 года в бывшей трапезной и гостином доме разместили госпиталь.

В 1993 году началось новое возрождение Свято-Успенского монастыря, была отреставрирована пещерная Успенская церковь и лестница, ведущая на верхний ярус монастыря и в кельи, восстановлена наскальная иконопись над балконом Успенской церкви, построена колокольня, позолочен купол, открыт мужской монастырь.

На представленной фотографии изображена церковь во имя святителя Иннокентия Иркутского, построенная в 1896 г. в память об архиепископе Херсонском и Таврическом Иннокентии (Борисове), которому принадлежала инициатива воссоздания этой святыни. Легкая, ажурная церковь была возведена в 1896 году на средства архиепископа Таврического и Симферопольского Мартиниана. Здесь также располагались дом настоятеля, фонтан и 3 кельи. Фонтан был устроен в виде часовни: каменная ваза, посреди которой укрепили медный крест, из него в вазу стекала вода. Вокруг - каменный полукупол с иконой Божией Матери.

Епископ Иннокентий (в миру Иван Кульчицкий или Кульчинский; 1680 или 1682, Черниговская губерния - 27 ноября 1731, под Иркутском) - епископ Православной Российской Церкви; с 15 января 1727 года Иркутский и Нерчинский, первый правящий православный епископ Восточной Сибири. Прославлен Российской Церковью в лике святых 1 декабря 1804 года.

Епископ Иннокентий - уроженец Малороссии, происходит из дворянского рода Кульчицких (Кульчинских). Обучался в Киевской духовной академии; с 1714 по 1718 год преподавал в Московской Славяно-греко-латинской академии, префект академии. В 1719 году переведен в Санкт-Петербург и определен соборным иеромонахом в Александро-Невскую лавру. Назначен на должность корабельного иеромонаха на корабль «Самсон», стоявший в Ревеле, затем - обер-иеромонахом флота, стоявшего в город Або. 5 марта 1721 года, по повелению Петра I, был рукоположен во епископа Переяславского и назначен руководителем Русской Духовной миссии в Пекине, но вследствие интриг иезуитов китайцы не допустили его в свои владения. Был вынужден остановиться в Троице-Селенгинском монастыре в Бурятии, где пробыл в течение трех лет. Написал несколько икон для Селенгинского монастыря. Открыл духовную школу в Селенгинске.

15 января 1727 года Святейший Правительствующий Синод определил ему быть епископом Иркутским и Нерчинским. Эта дата считается днем основания самостоятельной Иркутской епархии. Управлял Иркутской и Нерчинской епархией в течение 4 лет и 3 месяцев до своей смерти в 1731 году, проживая постоянно в Вознесенском монастыре близ Иркутска. Оказывал содействие 1-й Камчатской экспедиции Витуса Беринга. Скончался в Вознесенском монастыре 27 ноября 1731 г.