Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Чичерин Б. Наука и религия. М., 1879. Первое издание. В современном полукожаном переплете. Очень хорошая сохранность.

Автор: Чичерин Б.
Год издания: 1879


Чичерин Б. Наука и религия. М., тип. Мартынова и Ко., 1879. XIV, [2], 519, [2] с. 23,7 х 15,3 см. Первое издание. В современном полукожаном переплете. Очень хорошая сохранность.

Борис Николаевич Чичерин (1828-1904) - выдающийся историк права, общественный деятель, профессор Московского университета; являлся теоретиком государственной школы в русской исторической науке, оказавшей заметное влияние на всю последующую отечественную историографию. Его работы положили начало российской политологии. Окончил Московский университет. Защитил магистерскую диссертацию «Областные учреждения России в 17 веке». Его вышедшие в 1858 г. «Опыты по истории русского права» и «Очерки Англии и Франции» вызвали острые дискуссии и сделали автора знаменитым.

С 1855 г. Б.Н.Чичерин активно участвовал в общественной жизни, став идеологом умеренного либерализма. Он считал государственную власть главной организующей силой в истории России, поэтому поддержал либеральные начинания правительства 1860-х г.г., видя в этом закономерный процесс раскрепощения сословий и создания гражданского общества. До 1868 г. он возглавлял кафедру государственного права в Московском университете, однако покинул ее в связи с усилением правительственной реакции после покушения Д.Каракозова на императора Александра II. В 1881-1883 г.г. избирался Московским городским головой, но в связи с обвинением в пропаганде конституционных идей был вынужден уйти в отставку. С 1893 г. Б.Н.Чичерин - почетный член Императорской Академии наук.

Настоящая книга Б.Н.Чичерина посвящена проблемам отношения науки и религии. Автор раскрывает предмет и содержание науки и религии, ищет те формы, в которых они могут сосуществовать, дополняя друг друга. Он убежден, что отрицание религии безнадежно устарело и религиозное сознание является одним из существенных элементов человеческого духа. Религия лежит в центре исторического процесса, являясь в каком-то смысле его двигателем. Позитивная наука ограничена в своих возможностях, и там, где заканчивается ее поле, начинается религия. В сущности, наука и рационализм не могут заменить религию ничем.

Наука XIX века ориентировалась прежде всего на опыт. Но «опыт настолько способен дать нам познание вещей, насколько он озаряется направляющим его разумом; следовательно, чем менее разум доверяет самому себе, тем меньшие плоды он в состоянии извлечь из опыта». Религия и философия удовлетворяют душевные потребности высшего порядка. Историк отмечает интересную тенденцию: в обществе, где снижается потребность в религии, начинается упадок художественной литературы. И это неслучайно. Религия дает источники идеалам, а литература, особенно поэзия, эти идеальные стремления выражает. Книга имеет мировоззренческое и историческое значение, поскольку она отражает уровень сознания своего времени в отношении к ключевым вопросам бытия.