|
Чуковский К. Лица и маски. Спб.: Шиповник, [1914]. 355 с. 20,3 x 15 см. В полукожаном переплете эпохи. Сохранена издательская обложка. Хорошая сохранность.
С 1901 года Корней Иванович Чуковский выступал в печати как журналист и критик, печатая главным образом очерки о современных писателях, позднее собранные в книгах "От Чехова до наших дней" (1908), "Лица и маски" (1914) и др. Литературные портреты Чуковского - острые и проницательные, нередко отличались парадоксальностью суждений. С 1901 года он печатался в газете «Одесские новости», в 1903–1904 гг. в качестве корреспондента этой газеты жил в Лондоне. По возвращении в Россию сотрудничал в журнале В.Я.Брюсова «Весы», затем организовал сатирический журнал «Сигнал», за публикацию материалов антиправительственного характера был приговорен к шестимесячному заключению.
В сборнике «Лица и маски» К.И.Чуковский составил литературные «портреты» нескольких своих современников (за некоторыми исключениями) – ныне всеми признанных мастеров слова, классиков литературы. Одно из наиболее важных мест занимают статьи о Леониде Андрееве. В статье "О Леониде Андрееве" говорится: "Изо всех созданий современного искусства я особенно люблю афиши <...> в литературе разве не появился у нас гений этой новой площадной цивилизации? Разве нет у нас Леонида Андреева?". Хоть Андреев и дал согласие на публикацию статьи, издательство не спешило ее обнародовать.
Вопреки воле автора, первоначальный сборник статей был разбит на две части: первая ("Критические рассказы") увидела свет в 1911 г., а вторая ("Лица и маски", со статьей "О Леониде Андрееве") - лишь в 1914 г. Этому предшествовал эпизод, когда редакция "Шиповника" (находившаяся, по выражению Чуковского, под высокой рукой Андреева) предупредила Чуковского о невозможности напечатать в книге статью об Андрееве, т.к. она была сочтена слишком резкой.
Между Чуковским и Андреевым состоялся такой диалог по телефону: «Леонид Николаевич! Как Вы относитесь к моему последнему фельетону? - Ваш фельетон отвратителен. - Но Вы ничего не имеете против того, чтобы он был напечатан в "Шиповнике"? - Мне кажется, что ради своей собственной репутации Вы не должны печатать таких слабых статей, как Ваш последний фельетон обо мне». После продолжительного ночного разговора Андреев примирился с Чуковским и его статьей. В конце книги Чуковский поместил словарь критических отзывов о Леониде Андрееве и его произведениях, в котором в алфавитном порядок расположены выдержки и определения из разных заметок в прессе, например: «Абракадабра», «Галиматья» и т.д.
Не менее любопытны статьи «Футуристы» (посвящена «фешенебельному, галантному поэту, льву сезона, Игорю Северянину») или о детском языке – это была одна из любимых тем Корнея Чуковского.