Циолковский К. Монизм Вселенной. Калуга, 1931. Прижизненное издание. В издательской обложке и в современном художественном футляре. Отличная сохранность. Редкость.
Автор: Циолковский К.
Год издания: 1931
Циолковский К. Монизм Вселенной. Калуга, [Калужская типография Мособлполиграфа], 1931. 84 с. 15 х 11,3 см. Издано без титульного листа. Прижизненное издание. В издательской обложке и в современном художественном футляре. Отличная сохранность. Редкость.
Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935) - великий российский ученый-самоучка, далеко опередивший свое время (его многие считали «чудаком» и «маниаком»); изобретатель, основатель нового направления в науке – экспериментальной аэродинамики, создатель теории реактивных аппаратов. Ему принадлежит теоретическая разработка конструкции цельнометаллических дирижаблей и других воздухоплавательных аппаратов. Его изобретения часто отвергались в России, но они повлияли на мировую аэронавтику. В Германии Цеппелин в начале ХХ века использовал идеи и расчеты Циолковского для создания собственного дирижабля. На базе его идей и исследований впоследствии стала развиваться теоретическая космонавтика. Циолковский первым предложил применять двухступенчатую систему ракеты для достижения первой космической скорости, дал стройное математическое описание такого "космического ракетного поезда".
Позднейшие работы ученого работы традиционно выделяются биографами как философские, впрочем, сам К.Э.Циолковский такое разделение отрицал. Называя себя "чистейшим материалистом", ученый стремился отрешиться от всего неясного, от всех авторитетов, кроме авторитета точной науки. На этой основе базируются его труды о строении Вселенной как сложного механизма, и всех населяющих ее атомах, неразрывных в единстве материи и духа. Будущее человечества он тесно связывал с покорением Космоса и невероятным усовершенствованием человеческих обществ. Циолковский не просто верил, но и на основании математических подсчетов точно знал о существовании неземных форм жизни, многократно превосходящих человечество по уровню развития. Он был глубоко убежден, что победа разума неизбежна, а вслед за ней и воцарение мира и всеобщего благоденствия. Оригинальные взгляды Циолковского большую часть его жизни неохотно принимались современниками, шумная слава пришла к нему только во втором десятилетии XX века. К этому периоду относится большая часть его самостоятельно опубликованных работ.
"Монизм Вселенной" - одна из основных философских работ К.Э.Циолковского, учение о единстве всей Вселенной. Его невероятно огорчало, что в теории монизма многие современники находили нечто фантастическое или философское. Автор всегда оппонировал этим взглядам, утверждая, что идеи монизма строго научны и могут быть доказаны во всех подробностях. Монизм отрицает разделение материи и духа, утверждая единство мировой субстанции. Дуалистическое представление о природе вещей воспринимается только как болезнь роста разумного существа. Идея панпсихизма, стоящая в основе этой книги, утверждает, что все в мире меет чувства, отзывчива всякая частица Вселенной. Попадая в высшие существа, она чувствует приятное и неприятное, а находясь в неорганическом мире - спит, находясь в обморочном состоянии, но потенциально жива. В цикличности мировых процессов, рождении и умирании звезд автор видит бесконечный переход единой материи от сонного оцепенения полу-небытия к разумной жизни.
В нескольких тезисах, основополагающих для всего философского учения К.Э.Циолковского, утверждается господство разума во Вселенной. Эволюция непременно создаст идеальных людей, которые будут способны объединиться, прекратят все войны и, заселяя Космос, обнаружат, что цивилизации на других планетах давно населяют бесконечное пространство и многократно превзошли человечество по уровню развития. Возраст земной цивилизации соответствует младенческому в масштабах Вселенной. Таких юных цивилизаций так же мало, как и только что родившихся младенцев на Земле. Развитие технологий позволит заселять планеты с атмосферой невероятно быстро и только лучшими представителями, потому что изменится сам процесс рождения человека, а численность населения, впрочем, как и такие незначительные процессы, как климат, можно будет легко контролировать. Все низменные, животные чувства будут устранены в человеке, мир природы тоже будет основательно расчищен, так как человек станет господствующим видом на планетах и не будет нуждаться в многообразии низших, по сравнению с ним, форм жизни. Такое очищение начнется с истребления "вредных" растений и постепенно распространится. Все разумные существа дойдут до сознания мысли, что несовершенства недопустимы в Космосе, потому что несовершенство невыгодно атому как основе всего сущего.
Также невыгодно существование несовершенных людей. Муки постепенного развития и эволюции будет побеждены, а самозарождение жизни на планетах, пригодных для этого, будет поощряться только в том случае, если будет необходимо пополнить имеющийся генофонд идеальных людей.
Построенное по таким принципам существование может быть только безоблачным, разумным и счастливым. Все труды (законченные и незаконченные, изданные и неизданные), как утверждает К.Э.Циолковский, направлены только к одной цели - Космос содержит только радость, довольство, совершенство и истину. Противоположное так мало, как темная песчинка на огромном пространстве ослепительно белого снега. Покончив с земной жизнью и распавшись на атомы, можно погрузиться в вечную, блаженную жизнь Космоса.
Если первая половина книги посвящена изложению философских основ монизма, то вторая представляет собой выдержки из писем. Письма эти неоднородны - многие хвалебные отзывы о предыдущем издании содержат вопросы, которые не могут уяснить читатели из основной части повествования. Некоторые из корреспондентов откровенно возражают теории К.Э.Циолковского. Такие послания сопровождаются развернутыми ответами о сущности теории, развенчивая аргументацию противников монизма.