Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Циолковский К. Научная этика. Калуга, 1930. Прижизненное издание. В издательской обложке и в современном художественном футляре. Отличная сохранность. Редкость.

Автор: Циолковский К.
Год издания: 1930


Циолковский К. Научная этика. (Написана в начале 1930 г.). Калуга, [типография ОСНХ], 1930. 68 c. 14,3 х 10,5 см. Издано без титульного листа. Прижизненное издание. В издательской обложке и в современном художественном футляре. Отличная сохранность. Редкость.


Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935) - великий российский ученый-самоучка, далеко опередивший свое время (его многие считали «чудаком» и «маниаком»); изобретатель, основатель нового направления в науке – экспериментальной аэродинамики, создатель теории реактивных аппаратов. Ему принадлежит теоретическая разработка конструкции цельнометаллических дирижаблей и других воздухоплавательных аппаратов. Его изобретения часто отвергались в России, но они повлияли на мировую аэронавтику. В Германии Цеппелин в начале ХХ века использовал идеи и расчеты Циолковского для создания собственного дирижабля. На базе его идей и исследований впоследствии стала развиваться теоретическая космонавтика. Циолковский первым предложил применять двухступенчатую систему ракеты для достижения первой космической скорости, дал стройное математическое описание такого "космического ракетного поезда".

Позднейшие работы ученого работы традиционно выделяются биографами как философские, впрочем, сам К.Э.Циолковский такое разделение отрицал. Называя себя "чистейшим материалистом", ученый стремился отрешиться от всего неясного, от всех авторитетов, кроме авторитета точной науки. На этой основе базируются его труды о строении Вселенной как сложного механизма, и всех населяющих ее атомах, неразрывных в единстве материи и духа. Будущее человечества он тесно связывал с покорением Космоса и невероятным усовершенствованием человеческих обществ. Циолковский не просто верил, но и на основании математических подсчетов точно знал о существовании неземных форм жизни, многократно превосходящих человечество по уровню развития. Он был глубоко убежден, что победа разума неизбежна, а вслед за ней и воцарение мира и всеобщего благоденствия. Оригинальные взгляды Циолковского большую часть его жизни неохотно принимались современниками, шумная слава пришла к нему только во втором десятилетии XX века. К этому периоду относится большая часть его самостоятельно опубликованных работ.

В работе "Научная этика" К.Э.Циолковский исходит из идеи монизма Вселенной, которой проникнуто все его философское наследие. Автор утверждает принцип бесконечной сложности материи, который вытекает из бесконечности времени, т.е. вечного существования Вселенной и ее бесконечного усложнения. Такая теория приводит ученого к выводу, что существование разумной жизни на других, подобных Земле планетах, неизбежно. В зрелых мирах вне Солнечной системы давно уже явились бессмертные существа, питающиеся солнечной энергией. Они достигли осознания, что смерть - только разрушение союза между атомами, а следовательно, все сущее живо, и, оказываясь вне разумного существа, теряет способность мыслить, но сохраняет малую способность чувствовать, избавляясь от страданий, впадает в нирвану. Нравственность земли и этика Космоса, по мнению Циолковского, заключается в выражении чистейшего себялюбия и эгоизма - избавлении от всякого страдания в каждой части Вселенной. Если нигде не будет мук и неприятностей, то ни один атом не попадет в несовершенный, страдальческий или преступный организм. Муки самозарождения, свойственные несовершенным планетам земного типа, будут устранены силами человечества или при помощи высших существ, поощрением всякого разумного действия и пресечением жестокости и страданий. Породы людей, улучшенных искусственным отбором, достигнут невообразимой нравственной и умственной высоты. Размножение несовершенных особей будет приостановлено, не доставив страданий таким существам. Поняв цикличность и непрерывность жизни, все разумные существа проникнутся глубоким сознанием природы, избавятся от страха смерти и погрузятся в непрерывное блаженное существование.

Последняя глава книги посвящена выдержкам из писем, адресованных К.Э.Циолковскому, а также выдержкам из газетных рецензий на его работы. Некоторые из текстов снабжены комментариями и ответами Циолковского своим корреспондентам. Приводится не только научная и философская полемика с учеными и писателями, но и ответы на практические вопросы, например, по изучению ракетных двигателей для научно-технического кружка.