Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Цветаева М. Царь-девица: Поэма-сказка. М., 1922. В издательской обложке работы Д.Митрохина и в современном художественном футляре. Прижизненное издание. Отличная сохранность.

Автор: Цветаева М.
Год издания: 1922


Цветаева М. Царь-девица: Поэма-сказка. Рисунки Д.Митрохина. М.: Государственное издательство, 1922. 159 с. 18,3 х 13,9 см. В издательской обложке работы Д.Митрохина и в современном художественном футляре. Прижизненное издание. Отличная сохранность.

Библиография: Розанов, № 4238; Тарасенков, с. 395.


Поэма М.И.Цветаевой «Царь-Девица» была создана по одноименной сказке А.Н.Афанасьева в 1920 г. В это время поэтесса переживала так называемый «фольклорный» этап. Она с особым интересом читала сказки из известного сборника Афанасьева. На основе сюжета одной из прочитанных сказок М.И.Цветаева написала поэму «Царь-Девица». Однако в ходе ее литературной обработки сказка претерпела значительные изменения. Если в народной сказке Царь-Девица и Царевич-гусляр встречаются после разлуки и все венчает счастливый конец, то в поэме в силу трагического мироощущения ее автора встреча в принципе невозможна. Таким образом, раскрывается одна из главных тем лирики М.Цветаевой - тема разлуки. Особенно важно то, что в этой поэме, быть может, впервые со всею ясностью М.Цветаева открывает читателям тайну своего трагического мироощущения: «Царь-Девица» - поэма об одиночестве в любви.

Марина Ивановна Цветаева (1892-1941) - русский поэт, прозаик, переводчик, один из крупнейших литераторов XX века. Родилась в Москве в семье профессора Московского университета. Детские годы Цветаевой прошли в Москве и на даче в Тарусе. Начав образование в Москве, она продолжила его в пансионах Лозанны и Флейбурга. В шестнадцать лет совершила самостоятельную поездку в Париж, чтобы прослушать в Сорбонне курс истории старофранцузской литературы. Стихи начала писать с шести лет (не только по-русски, но и по-французски и по-немецки), печататься с шестнадцати, а два года спустя тайком от семьи выпустила сборник "Вечерний альбом", который заметили и одобрили В.Брюсов, Н. Гумилев, М. Волошин. С первой встречи с Волошиным и беседы о поэзии началась их дружба, несмотря на значительную разницу в возрасте. Сборники ее стихов следовали один за другим, неизменно привлекая внимание своей творческой самобытностью и оригинальностью. В 1912 г. вышла замуж за Сергея Эфрона.

Годы первой мировой войны, революции и гражданской войны были временем стремительного творческого роста Цветаевой. Она жила в Москве, много писала, но почти не публиковалась. Октябрьскую революцию она не приняла, видя в ней восстание "сатанинских сил". В 1922 г. М.Цветаева создает цикл пьес, поэму-сказку «Царь-девица» и уезжает – сначала в Чехословакию, а в конце 1925 г. - во Францию, где печатается в белоэмигрантской периодике. Здесь было написано большинство произведений Цветаевой: поэмы «Поэма Горы» и «Поэма Конца» (1924), «Крысолов» (1925), книги «Ремесло», «Психея» (1923), «Молодец» (1924), «После России» (1928), трагедии на античные сюжеты «Ариадна» (1924) и «Федра» (1927), эссе о поэтах и художественном творчестве «Мой Пушкин», «Живое о живом», «Искусство при свете совести», «Поэт и время», мемуарные очерки «Дом у Старого Пимена», «Повесть о Сонечке». Среди эмигрантов ее стихи не пользовались популярностью, в отличие от прозы. В 1939 году поэтесса вернулась на родину, где в основном занималась стихотворными переводами. 31 августа 1941 г., находясь в эвакуации в г.Елабуге, М.Цветаева из-за тяжелых жизненных обстоятельств покончила с собой.