Дейтш Эм. Что такое Талмуд. Спб., 1870. Первое русское издание. В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Очень хорошая сохранность.
Автор: Дейч Эм. (Дейтш)
Год издания: 1870
Дейтш Эм. Что такое Талмуд. Перевел с седьмаго издания А.Е.Ландау. Спб., [типография А.К.Киркора], 1870. [2], II, 3-104, [2] с. 19,6 х 12,6 см. Первое русское издание. В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Очень хорошая сохранность. Редкость.
О значении и актуальности представленного издания говорят несколько фактов. Статья Эммануэля Оскара Дейча (1829-1873) о Талмуде появилась впервые в октябре 1867 г. в одном из английских журналов, и на нее сразу же обратили внимание. За два последующих месяца она была семь раз переиздана отдельной брошюрой, став бесспорным бестселлером. Уже в следующем году она была переведена на все европейские языки. На русском языке книга выходила три раза: в 1870, 1877 и 1891 г.г. Издание стало первым сочинением, опубликованном на русском языке, которое рассказывало добросовестно и беспристрастно о Талмуде как основополагающей книге иудаизма, а также о сущности самой еврейской религии. Главные достоинства статьи - доступность и глубина проникновения в проблему. Британский библиотекарь и знаток еврейской традиции Э.Дейч впервые открыл максимально широкому кругу европейцев дорогу к тексту Талмуда. В России издание этой статьи отдельной книжкой было особенно актуально, так как на территории государства на тот момент проживало до трети евреев всего мира, и для понимания русским обществом еврейской культуры было очень важно иметь сведения о ней.
В средневековой христианской Европе на протяжении многих веков списки Талмуда сжигали, даже не пытаясь прочесть, потому что текст был на трех восточных языках, недоступных тогда европейцам. Деятели эпохи Реформации впервые повернулись навстречу тексту, руководствуясь научным принципом познания. Немецкий философ и гуманист И.Рейхлин предложил учредить при университетах кафедры изучения Талмуда. Незадолго до его смерти появилось первое печатное издание этой книги.
Автор показывает, насколько Талмуд - всеобъемлющая и базовая книга общечеловеческой культуры. Этот сложнейшим образом устроенный текст создавался в течение более чем 1000 лет и содержит бесконечно обширные сведения обо всех пластах человеческой жизни ряда эпох. В этой книге евреи сохраняли чужое и свое, великое и малое - то, что постепенно исчезало из памяти и истории. Поэтому в Талмуде можно найти тексты, разъясняющие развитие самых разных отраслей знаний - от взаимоотношений основных мировых религий и фактов позднеантичной истории до сведений по истории важнейших современных наук: медицины, астрономии, математики, философии.
Талмуд - очень сложный текст. Его познание - это непрерывный процесс учения и изучения окружающего и внутреннего мира человека. Его цель - наука ради науки. Для начинающего изучать Талмуд он похож на гигантские лабиринты всевозможных фактов, мыслей и фантастических образов. Но преимущественно он представляет собой энциклопедию права, разъясняющую, что можно, а что нельзя, а также степень ответственности каждого человека за свои поступки. Но в то же время, в Талмуде сосредоточена вся поэзия, наука, вера и философия древнего мира.
Эммануэль Дейч кратко рассматривает судьбу Талмуда, историю формирования текста, тесно связанную с прошлым еврейского народа. Она началась в период возвращения из вавилонского плена, когда евреи осознали плен как кару за грехи и свою ответственность как народа, избранного нести ярмо божественного знания. Талмуд создавался для понимания прямых и скрытых смыслов Библии, всесторонне анализировал книги Писания. Так появились мидраши - тексты, направленные на извлечение этих смыслов и создание новых. Трактаты и статьи Талмуда в каждую эпоху отвечали на наиболее актуальные вопросы времени, и поэтому с течением столетий становились все менее понятны новым читателям. Сам Талмуд потребовал сложных техник толкования, благодаря чему появились многочисленные комментарии на Талмуд, составленные наиболее авторитетными мудрецами прошлого.