Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Десятилетие ресторана "Вена": Литературно-художественный сборник. Спб., 1913. В иллюстрированной издательской обложке и в современном художественном футляре. Очень хорошая сохранность.

Автор: Без автора
Год издания: 1913


Десятилетие ресторана "Вена": Литературно-художественный сборник. [Спб., изд. С.М.Прокудина-Горского и Ко, 1913]. 133, [2] с., с илл. в тексте и 3 илл. на отдельных листах. 27,6 х 22,8 см. В иллюстрированной издательской обложке и в современном художественном футляре. Очень хорошая сохранность.


Настоящее издание подготовлено к десятилетнему юбилею ресторана "Вена", который открылся на Малой Морской улице в Петербурге в 1903 г. Гостями заведения были известные художники и писатели, часто дружившие с хозяином - Иваном Сергеевичем Соколовым. Известна петербургская поговорка: "Если ты трубочист - лезь на крышу, пожарный стой на каланче, - литератор или журналист - ступай в "Вену". Ресторан посещали не только люди искусства, но и журналисты, общественные и политические деятели, здесь бывали депутаты Думы 3-го созыва Милюков, Набоков, Шингарев. Одними из первых постоянных посетителей стали писатель Владимир Тихонов, публиковавшийся под псевдонимом Мордвин, актер Малого театра Николай Мальцев и Василий Андреев, основатель первого в России оркестра народных инструментов. За ними потянулись и другие: после 1905 г. в обществе произошло оживление - среди писателей началось объединение, а "Вена" к тому моменту уже приобрела славу литературного ресторана, вокруг которого крутились репортеры, стремившиеся сообщить о мелочах частной жизни известных людей. Русские мастера слова нашли здесь то место, где помимо обыкновенного обеда и ужина за чтением газеты они могли повидаться со своими и, не стесняясь присутствием титулярных советников, посмеяться или почитать свои стихи. Для публики, стремящейся увидеть такое общество, было составлено отдельное меню с общим счетом 1 рубль 10 копеек.

Для художников, посещавших "Вену", около телефона, в маленькой будке, всегда были спрятаны куски хорошего картона, акварель, карандаши. В издании воспроизведены многочисленные автографы - экспромты и наброски гостей ресторана, стихотворные послания и эпиграммы, посвященные хозяину или сказанные на случай. В издании помещены графические наброски художников: С.Ф.Колесникова, А.А.Писемского, И.Бродского, передвижника К.Е.Маковского, множество работ В.В.Муйжеля, в том числе "Автопортрет после аванса". Сохранившиеся рисунки, стенгазеты и автографы в настоящий момент хранятся в Театральной библиотеке.

В "Вене" почти каждый вечер собирались сотрудники журнала "Сатирикон" во главе с его главным редактором Аркадием Аверченко, который оставил теплые воспоминания о ресторане в рассказе "Моя старая шкатулка". В шкатулке палисандрового дерева Аверченко находит "Венский счет" и вспоминает о том, как праздновал именины в большом зале: "незабвенный покойник Иван Сергеевич Соколов, постарался: украсил мое место цветами и за свой счет, в виде подарка, отпечатал юмористическое меню на двадцать четыре персоны ...закуски острые, сатириконские; водка горькая; как цензура, борщек авансовый, осетрина по-русски, без опечаток; утка не газетная, трубочки с кремом а ля годовой подписчик". Аверченко, как магнит, притягивал к себе шумные, веселые компании беллетристов, юмористов и поэтов, которые не спешили расходиться, даже после того, как гасили свет - необходимы были просьбы и увещевания самого И.С.Соколова, который напоминал о том, что официанты устали, а барышни за буфетом падают с ног после длинной смены.

Литературное значении ресторана нельзя представить без А.И.Куприна, которому посвящена эппиграмма: " Ах, в "Вене" множество закусок и вина/ вторая родина она для Куприна". Здесь видели А.Блока, а в одном из залов И.Северяниным была образована академия эго-поэзии. Чуковский и Мандельштам любили обедать у И.С.Соколова.

Яркие, обширные очерки, приведенные в издании, рассказывают о вечерах незаурядных людей с той стороны, которую редко представляют официальные биографии: здесь является будничная, свойская атмосфера, биографические заметки о том, как умел не пьянеть Куприн и сиживал за пивом Мамин-Сибиряк, о гастрономических предпочтениях А.Н.Толстого, о компании, с которой любил бывать в ресторане А.В.Амфитеатров. В тесном мире семейного ресторана царил дух веселья, с остроумными рассказами, пародиями, живыми и отзывчивыми гостями. Настоящая книга не вместила всех автографов, плакатов, живописных работ и колких эпиграмм, оставленных прославленными гостями "Вены", но тем не менее иллюстративный материал невероятно обширен. Книга представляет собой литературно-художественный альманах, запечатлевший эпоху расцвета культурной жизни Петербурга после сонных, подцензурных лет.