Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Добротолюбие в русском переводе, дополненное. 5 томов. М., 1888-1905. В пяти современных полукожаных переплетах. Очень хорошая сохранность.

Автор: Без автора
Год издания: 1905


Добротолюбие в русском переводе, дополненное. 5 томов. М., Типо-Литография И.Ефимова, 1888-1905. 25 x 17 см. В пяти современных полукожаных переплетах. Очень хорошая сохранность. На титульном листе т. 3 чернилами: «Сiя книга монахине Агние подарена въ день Ангела 21 января 1905 года моими родителями въ память». На титульном листе т. 2 та же надпись и печать Самарского Епархиального Алексеевского братства.

Т.1. Издание четвертое. (1905). 638, II с.
Т.2. Издание второе. (1895). 760, IV с.
Т.3. (1888). 486, II, [2] c.
Т.4. Издание второе. (1901). 634, XXX с.
Т.5. (1889). 521, VI с.

Библиография: Международная книга, 55-622.


В настоящем издании представлена самая полная редакция «Добротолюбия» - знаменитого сборника духовных произведений отцов Православной Церкви IV—XV в.в. В «Добротолюбии» находятся творения таких великих отцов Церкви, как св. Симеон Новый Богослов, преп. Никита Стифат, св. Григорий Синаит, Григорий Палама, архиепископ Солунский Каллист, патриарх Игнатий Ксанфопул, блаженный Симеон Солунский, Максим Капсокаливит, преп. Петр Дамаскин, Феодор Студит, св. Антоний Великий, Макарий Великий, Иоанн Кассиан Римлянин, св. Ефрем Сирин, св. Иоанн Лествичник, преп. Авва Дорофей, св. Исаак Сирин, св. Максим Исповедник, св. Феодор Едесский. Сборник был составлен известным греческим монахом и богословом Никодимом Святогорцем и впервые опубликован (на греческом языке) в 1782 г. На церковно-славянский язык «Добротолюбие» было переведено св. Паисием Величковским (опубликовано в 1793 г.), а позднее над переводом на русский язык, а также дополнением сборника на протяжении двадцати лет трудился святитель Феофан Затворник. Появление «Добротолюбия» стало большим событием для всего Восточного Православия. Сама идея составить сборник святоотеческих текстов, посвященных умному деланию, принадлежала митрополиту Коринфскому св. Макарию Нотарасу (1731-1805). Рукописная книга под таким названием (греч. «Philokalia»), содержащая духовные сочинения 36 отцов-подвижников IV-XIV в.в., была найдена свт. Макарием в библиотеке Афонского монастыря Ватопед в 1776 г.

Выход в свет «Добротолюбия» сыграл важнейшую роль в возрождении интереса к святоотеческим писаниям. В XVIII веке уже отчетливо ощущался кризис в аскетической литературе. Трактаты Отцов Церкви почти перестали переписывать и читать. Движение колливадов в Греции поставило одной из своих задач возвращение духовной жизни в святоотеческое русло. Св. Макарий Нотарас занимался собиранием в различных библиотеках рукописей (в основном на Афоне) с произведениями великих церковных писателей древности с целью их дальнейшего издания. Работу по редактированию всего корпуса взял на себя преп. Никодим Святогорец. Само понятие «добротолюбие» подразумевает любовь к возвышенному, добродетели, которая формируется в постоянном аскетическом подвиге с помощью божественной благодати Святого Духа. Любовь к добродетели означает любовь к Богу. В «Добротолюбии» сосредоточена вся мудрость многовековой святоотеческой мысли, знакомство с которой может быть полезным всякому христианину в его повседневной духовной жизни.

Настоящее издание «Добротолюбия» было существенно дополнено по сравнению с греческим оригиналом многими святоотеческими текстами. Каждый раздел, содержащий творения того или иного писателя, предваряется достаточно подробной статьей о его жизни и аскетических подвигах, а также литературном наследии. Круг тем, затронутых авторами "Добротолюбия", весьма широк: здесь можно найти рассуждения о монашеской жизни, о подвижничестве и безмолвии, правила и советы новоначальным инокам, размышления великих подвижников о страстях, незлопамятстве, добродетелях, бесстрастии, борьбе плоти и духа. Один из томов «Добротолюбия» полностью посвящен борьбе с разнообразными страстями (чревоугодием, сребролюбием, гневом, печалью, унынием, тщеславием, гордостью). «Добротолюбие» учит воздержанию в пище и сне, безропотному несению послушания, подчинению уставу общежития. Сборник содержит бесценный аскетический и мистический опыт великих молитвенников древности.

Перевод «Добротолюбия» на современный русский язык был осуществлен святителем Феофаном (1815-1894; в миру Георгий Васильевич Говоров). Он получил большую известность благодаря своим трудам как толкователь Священного Писания. С 1847 по 1854 г.г. святитель находился в составе Русской духовной миссии в Иерусалиме, возглавлявшейся знаменитым архимандритом Порфирием (Успенским). За время пребывания на Востоке он изучил греческий, французский, еврейский и арабский языки. После ухода с епископской кафедры на покой в Вышенскую пустынь он до конца жизни занимался переводом святых отцов с греческого языка на русский, составлял сборники поучений на нравственно-аскетичекие темы, толковал тексты Священного Писания.