Доленга А. [Лавров П.Л.]. Важнейшие моменты в истории мысли. М., 1903. В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Очень хорошая сохранность.
Автор: Доленга А. [Лавров П.Л.]
Год издания: 1903
Доленга А. [Лавров П.Л.]. Важнейшие моменты в истории мысли. М., типо-литография В.Рихтер, 1903. XVI, 998 с. 21,7 х 13,9 см. Книга впоследствии не переиздавалась. В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Очень хорошая сохранность.
Под псевдонимом А.Доленга скрывался ярчайший российский философ-анархист, социолог, революционер и профессор математики Петр Лаврович Лавров (1823-1900). Он прожил одну из самых насыщенных и удивительных жизней. Происходил из дворянской семьи, получил хорошее домашнее образование, окончил Михайловское артиллерийское училище, где стал лучшим учеником, проявлял исключительную тягу к знаниям и выдающиеся способности к математике. В 1860-х г.г. участвовал в революционных кружках, в том числе в первой «Земле и Воле». За пропаганду революционных идей в 1867 г. сослан в Тотьму Вологодской губернии на три года. Его «Исторические письма», написанные в ссылке, имели в обществе эффект разорвавшейся бомбы. Из ссылки бежал в Париж, участвовал в 1870 г. в Парижской коммуне, вступил в I Интернационал, познакомился с К.Марксом и Ф.Энгельсом в Лондоне, когда собирал помощь для осажденных в Париже коммунаров. Последние годы жизни П.Л.Лавров посвятил написанию теоретических трудов по истории человеческой мысли. Лавров издавался как легально, так и нелегально, был чрезвычайно плодовит как писатель, только псевдонимов одних имел шесть десятков.
По философским своим воззрениям П.Л.Лавров был эклектиком, пытался синтезировать в одно учение новейшие философские и научные системы, в том числе Гегеля, Фейербаха, Конта, Спенсера, Бакунина, Маркса. Основной чертой его мозаичного мировоззрения был позитивистский агностицизм.
П.Л.Лавров в своей книге «Важнейшие моменты в истории мысли» представляет сложный путь развития человека и человечества от примитивного пещерного состояния в сложное социальное существо, полностью отделившее себя от природы, создавшее цивилизацию и виды иерархических социальных структур, таких, как церковь, партии, общины и т.д., в которых коллективная воля становится самоценным явлением, а роль человека как самостоятельной единицы значительно снижается.
В своем исследовании П.Л.Лавров озвучил ряд идей и догадок, которые его современники не могли по достоинству оценить. Так, он одним из первых начинает говорить о влиянии на человека «Космических процессов» и о «Космическом» понимании своего времени. Он стремится рассматривать человека в глобальном процессе развития Земли и Вселенной, во взаимовлияниях физико-химических, геологических процессов, географических условий и т.д. Человек очень сложное существо, представляющее собой единство биологическое, психическое и социальное. Автор исходит из теории эволюции, которую называет трансформизмом, и говорит о роли эволюции и борьбы за существование в обществе. Его концепция стала своеобразной интерпретацией социал-дарвинизма.
Чтобы понять происхождение разума у человека, П.Л.Лавров стремится что-то подобное найти и в природе, например, способы сложной социальной организации у насекомых или млекопитающих, наличие у них определенных форм культуры и мысли. Лавров объяснял все это социальным инстинктом. Надо сказать, эта мысль о рассудочной деятельности животных была абсолютно нова для науки не только XIX, но и ХХ в.в., российские этологи начинают говорить всерьез об этом только во второй половине ХХ в.
У человека рефлексы развились в рассудок, появились осознанные мотивы к развитию. Большое внимание автор уделяет психологии человека, его интеллектуальной деятельности, наследственности, обеспечивающей большие или меньшие способности к приспособлению. В ребенке мысль пробуждается от игры к речи. Важнейшую функцию выполняют мышление и творчество. Исследователь выделяет важные этапы в интеллектуальном развитии человечества, позволяющие говорить о переходе на более высокие ступени социальной эволюции. Он анализирует факторы такого развития. Говоря о цивилизации и ее вариантах, он сравнивает культуры между собой, борьбу в них элементов государственного и национального. В истории человека активно проявляется борьба разрушительного и созидательного начал: жестокости и милитаризма - с идеей всеобщего мира. Автор фиксирует появление критической мысли, основанной на сомнении, ее носителем является интеллектуальная элита, или интеллигенция, ставшая движущей силой общественного развития. В своих рассуждениях автор мало говорит об экономическом прогрессе, но гораздо больше о развитии нравственно-этическом, эстетическом и интеллектуальном, развитии религиозного чувства, роли столкновения культур Востока и Запада в рождении принципиально новых религий. Формирование «универсалистических цивилизаций» происходит на основе развития философии, появления нового типа религий, нового духовно-социального организма, в котором государство соединилось с церковью. Автор рассматривает и проблему эволюции научного мышления.