Дульский П.М. Казань в графике Г.К.Лукомскаго. Казань, 1920. В издательской обложке работы К.К.Чеботарева и в современном художественном футляре. Отличная сохранность.
Автор: Дульский П.М.
Год издания: 1920
Дульский П. Казань в графике Г.К.Лукомскаго. Казань, Казанское Отделение Государственного Издательства, 1920. 32 с., с илл. 21,8 х 16,5 см. В издательской обложке работы К.К.Чеботарева и в современном художественном футляре. Отличная сохранность.
Очерк Петра Дульского посвящен работам Г.К.Лукомского в концепции общего развития графики в России начиная с XVII века и особенностям стиля художника. Обложка издания выполнена знаменитым казанским художником-авангардистом Константином Константиновичем Чеботаревым.
Конец XIX века и начало XX в области искусства были отмечены вспышкой увлечения графикой как в России, так и на Западе. Появились художники, живо интересовавшиеся ретроспективизмом, отчасти благодаря которому новый виток развития получило книжное и графическое искусство. Русская пейзажная графика сосредоточилась преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге, провинция зарисовывалась реже и большей частью силами местных художников, поэтому их работы представляют особый интерес.
Пребывание Г.К.Лукомского в Казани совпало с периодом издания в Санкт-Петербурге журнала «Мир искусства», художники которого посвятили множество своих работ изображению городов, мотивам старины в зодчестве, популяризации красивейших архитектурных памятников по всей России. Г.К.Лукомский пошел по пути художников «Мира искусства», а его любимым приемом стало использование дымчатой сероватой бумаги, с помощью которой он мастерски подчеркивал контуры и силуэты. М.Волошин писал о нем: «Лукомский обладает ценным для акварелиста искусством: скромно отступать на задний план со своими красками и предоставлять тону бумаги говорить за себя. Голоса материала внушительнее человека. Лукомскому часто удается создать ту тишину, в которой этот голос может быть слышен».
Иллюстрации, воспроизведенные в издании, посвящены Казани и ее окрестностям, преимущественно Свияжску. Напечатана работа Г.К.Лукомского «Главы Казанского Кафедрального собора». Она относится к периоду 1909-1912 г.г., когда художник уже не жил в Казани и выполнял свои рисунки по прежним ученическим работам или по сохранившимся впечатлениям. Остальная часть графических работ выполнена в XVII-XVIII в.в. и принадлежит кисти разных художников.
Петр Максимилианович Дульский (1879-1956) - искусствовед и педагог, много сделал для изучения художественной истории и искусства Казани, в которой жил с 1911 г. Учился в Одесской рисовальной школе. Занимался изучением архитектурно-художественного облика Казани и исследованием памятников архитектуры, живописи, графики. В 1917-1920 г.г. принимал активное участие в создании новой музейной системы, организации учета, регистрации и охраны памятников. Был первым председателем Союза художников Татарской АССР. П.М.Дульский стал одним из основателей первого журнала «Казанский музейный вестник», а также журнала «Казанский библиофил», первый номер которого вышел в 1921 г. «Казанский библиофил» издавался в 1921-1923 г.г., являясь фактически единственным журналом этой тематики в провинции.
Георгий Крескентьевич Лукомский (1884-1952) - выдающийся русский историк, искусствовед, художник-архитектор и график, член Императорского археологического института, хранитель музейного комплекса дворцов Царского Села и Музея изящных искусств в Киеве. Он одним из первых привлек внимание общества к древнерусскому культовому искусству, открыл для России и Запада архитектурные и художественные богатства русской провинции. Его роль по сохранению, спасению, описанию и публикации памятников архитектуры XI-XVIII в.в. невозможно переоценить. Г.К.Лукомский окончил Императорскую Академию художеств, но еще до поступления в нее, учась в Казани, входил в Кружок любителей прекрасного, где занимался описанием и обмерами местных памятников гражданского и церковного зодчества, явившись пионером в этой области.
Как исследователь, Г.К.Лукомский соединял в себе тонкий эстетизм созерцателя-знатока с углубленным интересом к проблеме центра и провинции (стремился всячески подчеркнуть важную и самобытную роль последней в истории русской культуры). После Февральской революции Г.К.Лукомский входил в Особое совещание по делам искусств и руководил комиссией, ведавшей описью и реставрацией памятников Царского Села. В 1918 г. он стал председателем Архитектурного отдела при Всеукраинском комитете охраны памятников истории и старины. В Киеве Г.К.Лукомский организовал описание и реставрацию памятников архитектуры, в том числе Св.Софии. С 1920 г. Г.К.Лукомский находился в эмиграции, с 1925 г. жил в Париже, где с большим успехом занимался искусствоведческой и издательской деятельностью. Преимущественно именно благодаря его книгам Запад узнавал о замечательных памятниках искусства, архитектуры и быта бывшей Российской империи.