Двадцатипятилетие скоропечатни Товарищества А.А.Левенсон. 1881-1906. М., 1906. Юбилейное издание. В издательской иллюстрированной обложке работы С.И.Ягужинского и в современном художественном футляре. Очень хорошая сохранность.
Автор: Денисюк Н.Ф.
Год издания: 1906
Двадцатипятилетие скоропечатни Товарищества А.А.Левенсон. 1881-1906. [М., Товарищество скоропечатни А.А.Левенсон, 1906]. [12] с., с илл. 17 x 36 см. Юбилейное издание. В издательской иллюстрированной обложке работы С.И.Ягужинского и в современном художественном футляре. Очень хорошая сохранность.
Знаменитая впоследствии фирма была основана в 1881 году Александром Александровичем Левенсоном. Создатель скоропечатни начинал свою деятельность в небольшом помещении в три окна в Рахмановском переулке. Если в 1889-1890 г.г. основной капитал фирмы составлял 210 тысяч рублей, то к 1913 году он достиг 500 тысяч рублей. Во время преобразования фирмы в Товарищество на вере в состав ее акционеров вошли ведущие издатели и печатники Москвы, в частности, ее пайщиком был И.Н.Кнебель, лучший российский издатель художественных изданий. Товарищество скоропечатни А.А.Левенсон со временем стало одной из крупнейших фирм Москвы. С 1896 г. оно имело высший коммерческий статус Поставщиков Императорского двора и специализировалось на производстве литографской продукции высшего качества.
Типография А.Левенсона была известна выпуском роскошных и подарочных изданий. В то же время, фирма печатала пользовавшиеся широким спросом народные картинки, плакаты, типографские воспроизведения икон. В 1910 году в ней увидела свет первая книга Марины Цветаевой «Вечерний альбом». В типографии выполнялись заказы на выпуск изданий, связанных с коронацией императора Николая II, а в 1913 г. — в связи с 300-летием Дома Романовых. Товарищество имело договор с Московской конторой императорских театров на печать афиш и программ, выпускало меню высочайших обедов. Специализировалось оно также на высококачественном воспроизведении памятников древнерусской письменности. После революции компания была национализирована и просуществовала до 1924 года.
Настоящее издание выполняло сразу несколько задач. С одной стороны, оно демонстрировало плоды упорного труда одного из наиболее успешных предпринимателей дореволюционной России, достигшего процветания своим трудом. В лице А.Левенсона отмечались заслуги честного труженика новой, капиталистической России. С другой – издание являлось прекрасной саморекламой фирмы, было направлено на привлечение новых потенциальных клиентов. В нем подчеркивается стабильная, эффективная и достаточно продолжительная работа предприятия на рынке типографских услуг. На фоне роскошного особняка, построенного по проекту Шехтеля, на обложке символично выглядит изображение первого помещения, в котором начинал свое дело А.Левенсон.
Текст для проспекта подготовил Н.Ф.Денисюк, участник юбилейных торжеств, состоявшихся 27 декабря 1906 года. В проспекте подробно описан ход торжественных мероприятий, начиная с молебна в мастерской типографии и заканчивая банкетом в гостинице «Метрополь». Приведены выдержки из некоторых речей и поздравительных адресов, полученных А.Левенсоном. Помещен список гостей торжеств, среди которых был и московский градоначальник.
Обложка и рисунки к изданию были подготовлены выдающимся живописцем и графиком С.И.Ягужинским. На обложке, выполненной в технике хромолитографии, изображено великолепное и весьма колоритное новое здание фирмы, построенное по проекту архитектора Федора Осиповича Шехтеля, стилизованное под средневековый замок и сохранившееся до наших дней (Трехпрудный переулок, д.9). Здание было возведено в соответствии с пожеланиями владельца типографии о «современной, хорошо построенной и устроенной фабрике наших дней, представляющей собою комбинацию всех последних слов новейшей техники, гигиены и архитектурного искусства». В типографии имелись литографский и типографский цеха, фотоцинкография, словолитня, переплётная мастерская. К 1913 г. в типографии было 450 рабочих, мощность двигателей составляла 88 л.с.
Сергей Иванович Ягужинский (1862-1946) учился в Центральном Строгановском училище технического рисования, затем - у таких выдающихся мастеров, как И.М.Прянишников, В.Е.Маковский, В.Д.Поленов. Живя в Москве, работал как портретист и пейзажист, занимался книжной иллюстрацией. Выполнял иллюстрации к русским народным сказкам, произведениям А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, рисунки для тканей, мебели, предметов бытового обихода. Оформил меню торжественного обеда, посвященного 300-летию царствования Дома Романовых. Участвовал в оформлении литературно-художественного сборника «Полвека для книги: К 50-летию издательской деятельности И.Д.Сытина». Экспонировался на выставках Московского общества любителей художеств. Провел персональную выставку в Москве. Среди его учеников: Д.И.Митрохин и М.К.Соколов.