Двухбашенная броненосная лодка «Смерч». Рисовал В.Игнациус. [Спб., 1892]. Хромолитография в раме и паспарту. Отличная сохранность.
Автор: Игнациус В.
Год издания: 1892
Двухбашенная броненосная лодка «Смерч». Рисовал В.Игнациус. [Спб., хромо-литография Штадлер и Паттинот, 1892]. Хромолитография в раме и паспарту. На обороте листа приведены технические и боевые характеристики корабля. Размеры оттиска: 17,1 х 24,3 см. Размеры в раме: 40,6 х 48,2 см. Отличная сохранность.
Литография из альбома «Русский флот», изданного великим князем Александром Михайловичем (Спб., 1892). Корабли рисовал с натуры лейтенант В.Игнациус, литографии изготовила фирма «Штадлер и Паттинот». Тираж альбома составил 2000 экземпляров. Издание имело посвящение императору Александру III. В альбом вошло 56 листов хромолитографий с изображениями военных судов, созданных на русских заводах из российских материалов силами российских инженеров и рабочих в период правления Александра III. Из них было 14 броненосцев, два броненосных крейсера, три полуброненосных фрегата, три корвета, два крейсера, три броненосных канонерских лодки и др. Считалось, что эти корабли не уступали европейским военным судам тех же классов. Новые суда должны были свидетельствовать о росте мощи отечественного флота и его модернизации. С этим морским арсеналом Россия вступила в 1904 г. в Русско-японскую войну.
Броненосная лодка "Смерч" строилась в 1863-1864 г.г. в Петербурге на Галерном островке. Ее строительство проходило под руководством английского инженера А.В.Свана. В качестве прототипа использовались чертежи британского боевого монитора. Наблюдал за строительством корабельный инженер поручик А.Ф.Соболев. Корабль стал одним из первых броненосных судов, построенных в России. Для своего времени он был наиболее совершенным и перспективным из боевых кораблей российской эскадры.
В проекте корабля использовались элементы так называемой бракетной ("клетчатой") системы набора, впервые примененной известным английским кораблестроителем Э.Ридом при создании броненосца "Беллерофон". Внутренняя обшивка создавала ставшую с того времени классической конструкцию второго дна. Второй особенностью стало наличие вторых бортов. В ходе строительства вносились существенные изменения в конструкцию. Так, боевую рубку сделали цилиндрической формы, так, чтобы из нее был обзор на 360 градусов, а сама рубка возвышалась над артиллерийскими башнями. Впоследствии был установлен вспомогательный котел, что позволило значительно увеличить скорость судна.
Технические характеристики корабля: длина - 57,5 м., ширина - 11,6 м., высота борта 4 м., средняя осадка 3,2 м. Толщина бортовой брони составляла от 114 мм до 102 мм, палуба была покрыта металлическими листами толщиной 25,4 мм. Две башни диаметром по 6,7 м получили особенно прочное броневое покрытие. Изначально в них находились по два 196-мм гладкоствольных орудия, заряжавшихся с дульной части, замененные позднее нарезными орудиями казенного типа, изготовленными в Германии. Дальность плавания корабля составляла около 600-800 миль. Экипаж - 11-13 офицеров и 145 матросов.
"Смерч" вошел в состав броненосной эскадры под командованием вице-адмирала Г.И.Бутакова. В те годы она стала школой новой тактики возрождавшегося после Крымской войны на базе качественно новой техники русского флота. Эскадра проводила постоянные учения и накапливала опыт работы с передовыми военно-морскими технологиями. За два-три десятилетия российский флот поднялся на современный европейский уровень и выглядел вполне достойно на фоне других морских держав.
В 1892 г. «Смерч» стал броненосцем береговой обороны, был укомплектован дополнительным новым вооружением. В 1894 г. корабль был исключен из списков флота, но продолжал использоваться в виде стационарного плавсредства: исполнял роль склада мин заграждения в годы Первой мировой войны, использовался под плавучую казарму, госпиталь и т.д. Разобран на лом только после Великой Отечественной войны.
Василий Васильевич Игнациус (1854-1905) - русский морской офицер, капитан 1-го ранга, герой Цусимского сражения, известный художник-маринист. Окончил Морской корпус. Сделал успешную военную карьеру. В 1888-1889 г.г. в течение года обучался в Париже живописи у профессора А.П.Боголюбова. По возвращении из Франции продолжил занятия живописью в Императорской Академии Художеств, после чего стал штатным военно-морским художником. В 1890-е г.г. командовал различными военными судами на Балтийском море и в составе Тихоокеанской эскадры. С 1 апреля 1901 г. состоял в чине капитана 1-го ранга, с того же года командовал 8-м флотским экипажем и эскадренным броненосцем «Князь Суворов». Погиб во время Цусимского сражения 14 мая 1905 г.