Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Элькан М., Минор З. Руководство к преподаванию истории еврейскаго народа от самых древних до новейших времен, с кратким очерком географии Палестины, для еврейских училищ. М., 1881. Экземпляр нефтепромышленника Г.А.Поляка с автографом З.Минора.

Автор: Элькан М., Минор З.
Год издания: 1881


Элькан М. Руководство к преподаванию истории еврейскаго народа от самых древних до новейших времен, с кратким очерком географии Палестины, для еврейских училищ. Перевел с немецкаго (6-го исправленнаго и расширеннаго издания) и дополнил кратким историческим очерком о евреях в Польше, Литве и России З.Минор, московский общественный раввин. Издание второе исправленное и дополненное. М., Типо-Литография И.Н.Кушнерева и Ко, 1881. VIII, [2], 162, 67, [2] с. 19,6 х 12,9 см. В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке. Сохранена издательская обложка. На обороте передней обложки автограф: "Г-ну Григорию Абрамовичу Поляку в знак глубокого уважения и преданности от З.Минора". Очень хорошая сохранность. Профессиональная реставрация краев обложки. Редкость.


Моисей Элкан – врач и писатель, родился в Тульчине Подольской губернии, умер в Петербурге в 1822 г. В 1811 году М.Элкан составил гимн на еврейском и французском языках, посвященный императору Александру I. Его "Руководство к преподаванию истории еврейского народа" выдержало множество изданий на различных европейских языках.

Соломон Куселевич Минор (1826-1900) – выдающийся религиозный и культурный лидер еврейской общины второй половины XIX в., чья деятельность отличалась активной и независимой гражданской позицией. Являясь выпускником Виленского раввинского училища, С.Минор прекрасно знал Талмуд и еврейскую традицию в целом. В то же время он пропагандировал светские знания и науки, изучал еврейскую историю, был ярким публицистом, страстным приверженцем просвещения еврейской молодежи. В 1869 г. он был приглашен правлением еврейской общины в Москве на должность казенного раввина. Его деятельность помимо культового имела просветительский характер и была направлена на интеграцию представителей еврейской общины в русское общество. С 1870-х г.г. С.Минор впервые начинает вести проповедь в Московской хоральной синагоге на русском языке. В 1882 г. он давал уроки арамейского языка и иврита Л.Н.Толстому, желавшему лично познакомиться с текстами Талмуда. С.Минор основал ряд школ и училищ для евреев, в том числе для бедных и сирот, где вместе с изучением Святого Писания велось обучение светским наукам и русскому языку, давалось ремесленное образование. Он тщательно собирал материалы по истории евреев в Западном крае; этой области он посвятил ряд своих работ, в том числе и очерк, вошедший в настоящее издание. С.Минор принадлежал к первому поколению московской интеллигенции, верившей в идеалы просвещения, терпимости, равноправия. После 1892 г., в связи с реакционной политикой государственных и городских властей, С.Минор был отстранен от должности и вместе с тысячами московских евреев выселен за черту оседлости, скончался в Вильно.

Григорий Абрамович Поляк (Гирш Абрамович; ?-1897) - крупный российский предприниматель, купец первой гильдии, меценат, уроженец Слуцка. Коммерческую деятельность вел в Нижнем Новгороде. В 1870-х г.г. был одним из организаторов пассажирско-грузового пароходства на Волге. Позднее, в 1880-х г.г., Г.А.Поляк основал и являлся первым владельцем широко известного в России общества нефтеналивных пароходов «Мазут». Пароходы эти курсировали от Каспия вверх по Волге, сбывая нефть и нефтяные продукты. Кроме того, Г.А.Поляк был основателем пароходно-торгового товарищества «Г.А.Поляк и сыновья». Активно занимаясь благотворительностью, Г.А.Поляк организовал помощь бедным евреям Нижнего Новгорода, был членом духовного правления городской общины. Купил дом рядом с синагогой, в котором была открыта религиозная школа «Талмуд-Тора». Его сын Михаил был кандидатом математических наук, членом совета Петербургского частного коммерческого банка, а также членом правлений «Пароходного общества по Волге», Русского нефтепромышленного, Русско-Американского нефтяного и других обществ. Другой сын Савелий был кандидатом права, членом совета Азовско-Донского банка, занимал должности еще в пяти российских компаниях. После смерти Г.А.Поляка общество «Г.А.Поляк и сыновья» перешло его наследникам. В начале ХХ в. могучая нефтеторговая империя Поляков стала еще богаче и солиднее: компаньоны вступили в союз с семейством Ротшильд, и фирма «Мазут» стала частью крупнейшей нефтяной компании «Shell», занимавшейся, в частности, добычей нефти на юге России. Еще до начала Первой мировой войны братья Поляк, последовав совету Э.Дж.Ротшильда, стали акционерами «Shell». Сыновья Г.А.Поляка были крупными общественными деятелями и покровительствовали еврейской культуре. Так, в доме Савелия Полякова в Петербурге была впервые публично прочитана знаменитая пьеса писателя и этнографа С.Ан-ского «Дибук», о которой тогда же высоко отозвался Ф.Сологуб. Михаил Поляк был крупным меценатом и деятелем сионистского движения.

Руководство к преподаванию истории еврейского народа было едва ли не первой светской работой, изданной в России, по истории евреев всех периодов, и в свое время она стала незаменимым источником общих исторических знаний в области иудаики. Второе, дополненное издание вышло спустя год после первого. В Европе оно многократно переиздавалось и использовалось в качестве пособия во всех еврейских училищах Германии. Освещение древнейшего, библейского периода истории евреев опиралось на сведения Святого Писания, в нем еще слабо проявлено критическое отношение к Библии как историческому источнику. В то же время книга основывалась на трудах крупных европейских историков, изучавших различные периоды истории еврейского народа. В ней отражены основные вехи этой истории от времени появления народа на исторической арене до второй половины XIX века.

Важной частью настоящего издания стал очерк истории евреев Польши, Литвы и России, написанный С.Минором. Этот этап еврейской истории впервые на русском языке был рассмотрен именно в этом очерке. В нем, в частности, раскрывались основные черты политики Российского государства по отношению к евреям западных губерний с момента разделов Польши. Автор высказал достаточно объективные оценки отдельных этапов этой политики. Так как книга использовалась в качестве учебного пособия и зачитывалась, то в хорошей сохранности ее экземпляры встречаются редко.