Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Есенин С. Москва кабацкая. Л., 1924. Прижизненное издание. В издательской обложке и в современном художественном футляре. Хорошая сохранность.

Автор: Есенин С.
Год издания: 1924


Есенин С. Москва кабацкая. Л., [тип. Госиздата имени тов. Бухарина], 1924. 43 с. 22,8 х 15,2 см. Прижизненное издание. В издательской обложке и в современном художественном футляре. Хорошая сохранность. Профессиональная реставрация.

Библиография: Розанов, № 2729; Тарасенков, с. 138.


Сборник «Москва кабацкая», пожалуй, один из самых почитаемых циклов стихов С.Есенина и его визитная карточка. Его исследованию и расшифровке посвящены сотни работ. Впервые «Москва кабацкая» увидела свет в конце 1924 г. С.Есенин только что расстался с Айседорой Дункан, которую сопровождал во время продолжительных гастролей по Европе и Америке. С.Есенин, всегда внимательно относившейся к подборкам стихов, работал над содержанием сборника почти 2 года. Финальный вариант включил в себя 18 стихотворений и был разделен на два цикла: "Москва кабацкая" и "Любовь хулигана" с посвящением актрисе Камерного театра Августе Миклашевской. Многие стихи сборника были уже известны по журнальным публикациям. Но в книге впервые выделен цикл «Любовь хулигана» и указан его адресат.

Ни один из прежних циклов С.Есенина не вызвал в критике такого бурного обсуждения, как «Москва кабацкая». Первые отклики появились еще до выхода сборника, после публичных выступлений с чтением этих стихов. Их называли искренними, жалостливыми, страшными и мастерскими. Поэт А.Крученых на стихах этого сборника обратил внимание читающей публики на отчаяние поэта, частое упоминание собственной смерти, в том числе и в суицидальном ключе, однако был встречен с непониманием. М.А.Осоргин писал о некоторых стихотворениях цикла как «поразительных по внутренней красоте».

Критики, даже самые враждебные, не оспаривали таланта С.Есенина, проявившегося в «Москве кабацкой». По общему признанию, именно этот цикл стал одним из ключевых исповедальных циклов поэта. Тема хулиганства и отчаянного пьянства, проявившаяся здесь, была глубоко автобиографична. Во время жизни Сергея Есенина в Москве на него было заведено 13 уголовных дел, в которых фигурировали дебоши, драки, и в том числе антисемитские высказывания. По «еврейскому вопросу» над Есениным и тремя его друзьями: Ганиным, Орешиным и Клычковым состоялся даже товарищеский суд, по итогам которого всем обвиняемым было объявлено общественное порицание.

Сергей Александрович Есенин (1895-1925) родился в семье крестьянина в с. Константиново Рязанской губернии. После окончания земского училища по настоянию старших родственников учился в церковно-приходской школе, к которой, несмотря на обилие религиозных мотивов в дальнейшем творчестве, относился с раздражением. Писал стихи с 8 лет. В 1912 г. ушел из дома и отправился в Москву, где три года работал вначале в мясной лавке, а затем в типографии И.Д.Сытина, был вольнослушателем в народном университете Шанявского. К московскому периоду относится расцвет С.Есенина как поэта, его знакомство со многими представителями Суриковского литературного кружка. Здесь он впервые встретил Н.Клюева - своего предшественника на ниве крестьянской поэзии и близкого друга.

В 1915 г. С.Есенин отправился в Петербург, где пришел лично представиться А.Блоку. А.Мариенгоф, литератор и близкий друг С.Есенина (ему посвящен стих «Сорокоуст», «Я последний поэт деревни», драма «Пугачев»), в «Романе без вранья» показал, что поэт хорошо знал цену своему таланту. Со слов С.Есенина А.Мариенгоф писал, что тот «за мировой славой в Санкт-Петербург приехал, за бронзовым монументом». В Петербурге он познакомился с имажинизмом, влияние которого хорошо прослеживается сразу во многих сборниках: «Исповедь хулигана» (1921), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924) и в поэме «Пугачев» (1922). В одной из автобиографий С.Есенин вспоминал, что когда в России не было бумаги, он «печатал свои стихи, вместе с Кусиковым и Мариенгофом, на стенах Страстного монастыря или читал просто где-нибудь на бульваре. Самые лучшие поклонники нашей поэзии - проститутки и бандиты. С ними мы все в большой дружбе». Многим его стихам свойственно трагическое мироощущение.

После самоубийства С.Есенина в 1925 г. в номере отеля «Англетер» в печати появилась критическая статья Н.Бухарина «Злые заметки», изобличавшая «есенинщину» как «самое вредное, заслуживающее настоящего бичевания явление нашего литературного дня». Имя С.Есенина в советское время обходилось молчанием, сборники его стихов долгое время не публиковались официально, хотя их народная слава не умолкала. Стихи С.Есенина издавались за рубежом, распространялись переписанными от руки, перекладывались на музыку и были известны в самых разных кругах.