|
Феофан, епископ. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? Издание пятое. М., Типо-Литография И.Ефимова, 1904. 280, VIII с.
Феофан, епископ. Начертание христианскаго нравоучения. (Это тоже, что письма о христианской жизни, выпуски третий и четвертый, с небольшими переделками и несколькими прибавлениями, каких потребовала система нравоучения). Издание второе. М., типо-литография И.Ефимова, 1895. [2], II, 5-519, IV с.
22,5 х 15,2 см. Конволют в полукожаном переплете эпохи. Очень хорошая сохранность.
Святой Феофан Затворник (в миру Георгий Васильевич Говоров; 1815-1894) - русский православный подвижник, проповедник, доктор богословия. Все духовные академии России избрали святителя своим почетным членом. Он был необычайно одарен, знал превосходно древние и новые языки, обладал незаурядными познаниями по естественным наукам, занимался живописью и иконописанием, имел обширные сведения по церковной музыке. Окончил Киевскую духовную академию со степенью магистра. За год до ее окончания он принял монашество, поскольку любил чтение и уединение, хотел посвятить жизнь богословию и литературной проповеди. Как блестящего выпускника, его ждала прекрасная духовная карьера. Преп. Феофан преподавал в С.-Петербургской духовной академии, впоследствии стал ее ректором. С 1847 по 1853 г.г. он был членом Русской духовной миссии в Иерусалиме. Здесь он детально ознакомился с религиозной жизнью края, совершал поездки в Сирию и Египет, изучил греческий, французский, еврейский и арабский языки, овладел иконописным мастерством и сам расписывал иконостасы. Исследовал древние рукописи. Был возведен в сан архимандрита, с 1859 г. - в епископы. С 1863 г. Феофан был поставлен на Владимирскую кафедру.
Говоря о проникающем в общество нигилизме и увлечении новейшими научными теориями, еп. Феофан доказывал, что современный «дух мира сего» есть дух вражды против Бога, дух охлаждения между людьми. Одновременно он признавал необходимость изменений современных внешних форм жизни (социальных, экономических) и объяснял, что истинный прогресс предусматривает, прежде всего, духовно-нравственное совершенствование.
В свободное от служебных обязанностей и богословских занятий время еп. Феофан любил заниматься астрономией и в ясные ночи наблюдал за небесными светилами с помощью большого телескопа. Вообще, он живо интересовался естественными науками. Епископ придавал большое значение физическому труду, владел ремеслами: столярным, токарным, резьбой по дереву. Самостоятельно он овладел фотографией.
В 1866 г. преп. Феофан подает в отставку и уходит иноком в Вышинскую пустынь Тамбовской епархии, чтобы предаться книжным занятиям. Здесь в 1872 г. он становится затворником для того, чтобы ничто не отвлекало от книг. В своей келье он устроил небольшую церковь, где в течение 21 года в одиночестве служил литургию и все необходимые службы.
Главная цель его литературного творчества состояла в том, чтобы обогатить русскую богословскую и аскетическую литературу собственными сочинениями и переводами свято-отеческих книг. Он автор толкований к Новому Завету, перевода на русский язык фундаментального собрания патристики и учительной литературы, известного под названием «Добротолюбие», переводов древних иноческих уставов, слов преп. Симеона Нового Богослова и др. В день Богоявления 1894 г. святитель Феофан совершил Божественную литургию и мирно скончался.
Епископ Феофан написал большое число проповедей и наставлений в христианской нравственности, составленных отчасти в жанре писем, отчасти систематизированных по тематическим разделам. В них излагается совокупность морально-нравственных норм, но делается это искренне, просто и убедительно. Доказывается, что нельзя быть христианином, соблюдая одни и пренебрегая другими нормами, и лишь восприятие всей системы поведения ведет к очищению души. Преподобный Феофан говорит, что каждая личность и обстоятельства ее жизни индивидуальны, соответственно, должен быть индивидуальным и подход к нравственному воспитанию и разъяснению христианских норм, именно такой индивидуальный, психологический подход и стремится проводить автор в своих сочинениях, находя для различных жизненных обстоятельств верные модели поведения, отвечающие требованиям Писания. Он показывает, как наука, философия и вера могут взаимно дополнять и обогащать друг друга, а не конкурировать за власть над умами. «Начертания христианского нравоучения» распадаются на две части: в первой представлены положения и требования христианской нравственности, а во второй излагается жизнь христианина, такая, какой ей следует быть, и предлагаются правила жизни, учитывая всевозможные варианты образа жизни и общественного состояния разных людей.